13 часть: Липская Пещера

Липская пещера была открыта английским археологом в конце 19 века. Долгое время она была закрыта от посещений туристов,  так как там  работали учёные-спелеологи. Её исследовали на глубину 3512 метров.

Мы решили посетить сегодня эту пещеру, приехали на автостоянку возле деревни Добрско в горном массиве Бельдевер, где висит густой туман.

Вагончики на которых подвозят до Липской пещеры

Нам выдали защитную каску на голову. Всего нас таких любопытных туристов 5 человек, из женщин я одна.

Липская пещера в Черногории - вагончики

Нас посадили в яркий  паровозик,  закрытый прозрачным пластиком, отдельные фрагменты которого (двери) закрывались на молнии. Едем по узкой горной дорожке до входа в пещеру. Видим схему пещеры на стенде.

Схема Липской пещеры

Вход в Липскую пещеру

В руки нам выдали большие фонари, а на ноги сапоги, так как будет грязно под ногами. Наш маршрут 800 м., он более сложный. Липские пещеры довольно просторные, и представляют систему коридоров и залов. Местные жители узнали о пещере, когда в её проём упал щенок! Идём по широкой дорожке, спускаясь вниз.

Липская пещера в Черногории

Существует три входа в пещеру, для туристов оборудован один. Один вход, вернее проём виднеется  сверху в пещере, где смотрится светлым голубоватым светом. Пещеры хорошо подсвечены прожекторами, и представляют около 3 км коридоров и залов.

Температура в пещере + 10C’, +12 C’. Здесь множество сталактитов и сталагмитов. Они целыми гроздьями свисают с потолка, или стен пещеры.

Встречаем сказочные фигуры и группы, напоминающие эльфов. Есть огромные сталагмиты, вздымающиеся кверху с рельефной поверхностью, словно фантастические шишки.

DSC06028 DSC06033

Нам показали зал Негоша, Кристаллическую комнату. В просторных залах пещеры хорошая акустика.

Липская пещера в Черногории

Здесь даже организуют концерты. Мне особенно понравилась природная композиция, где гигантские сталактиты стекают формой языка по наклонной горе в огороженный бассейн с подземной водой.

Они смотрелись необычно при подсветке прожекторов. Мы видим целые колонии необычных фигур. Кстати сталагмит формируются в течении 1000 лет.

Залы и коридоры Липской пещеры расположены на нескольких ярусах, соединённых каналами, образованными подземными водами.

Липская пещера в Черногории

Высота свода пещеры составляет 3, 5 метра, а максимальный перепад высоты от самой низкой до самой высокой точки — около 300 м. Мы прошли половину пути, где всё подсвечено, и оборудовано дорожками. Далее путь пошёл немного выше, и дорожки закончились. Поднимаемся по рельефным выступам, и гладким натёкам пород. Здесь нам пригодились сапоги, так, как уже грязно, и встречались скрытые в полумраке лужи. Каски пригодились, так, как приходилось низко наклоняться под острыми выступами пород. Общее освещение мы прошли, теперь освещали дорогу себе сами. Идём осторожно, чтобы не поскользнуться. Картины природных нагромождений потрясающие, видим небольшое плоское озерцо, напоминающее своей формой гусли. Сверху с потолка в него стекала тонкими струйками вода, которая серебрилась в лучах наших прожекторов.

Видим на склоне пригорка сказочный «замок», а вот у нас над головой в проёме скалы стоят «башмаки» гнома.

Невероятная игра форм, которую творит природа. Мы не успевали восхищаться её творениями, как встречали на пути всё новые.

Липская пещера в Черногории DSC06080Липская пещера в Черногории

Но вот мы подошли к пределу наших возможностей, перед нами разверзлась пропасть, здесь мы остановились, чтобы ещё раз оценить красоту пещеры. Изучение пещер продолжается и по сей день, много укромных, и трудно доступных мест по-прежнему остаются неисследованными. Теперь наш путь назад. Спускаемся по склону обратно. Местами по ошибке шлёпаем по лужам. Но вот наша сказка закончилась. Мы провели в пещере почти два часа, не заметив этого. Выходим на свет, снимаем каски и сапоги, которые очень даже пригодились. Садимся в весёлый паровозик и едем на посадочную станцию.

Липская пещера в Черногории - вагончики

Погода прояснилась, туман рассеялся, и стоянку хорошо видно.

Липская пещера в Черногории - стоянка для машин

Вдали едва просматривается Кадарское озеро.

Черногория

На обратном пути водитель показал нам съехавший с пригорка дом, который даже не разрушился, но жить здесь уже невозможно.

Черногория - съехавший на пригорке дом