6 день (4.10) Монастырь пр. Герасима, храм Богородицы Фидусы

На улице ещё темно, и очень холодно. Наверное, около +5C’. Я даже замёрзла. Времени около 4 часов утра. Идём в храм, на литургию. Св. Герасим основал монастырь в долине Омала неподалеку от деревни Вальсамата и назвал его «Новый Иерусалим». Во время землетрясения 1953 года монастырь основательно пострадал и большей частью был отстроен заново. Мы здесь одни. Пока идёт молитва, я наблюдаю, как справа перед нами качаются две большие лампады, с амплитудой 10 -15 см. Мне это показалось странным. Почему они одновременно качаются, кто их раскачал? Можно конечно задеть одну лампаду, но качались сразу две. Главной реликвией монастыря являются нетленные мощи Святого Герасима, которые находились справа. Я не выспалась, чувствую, что не могу стоять на ногах. Наверное, это моё испытание. Лампы по-прежнему качались. Может их, раскачал лёгкий толчок землетрясения. Кроме меня этого, похоже, никто не замечал. Все были увлечены молитвами, и ничего не видели вокруг себя. Стоять стало совсем невмоготу. Вышла на улицу, на небосводе ещё сверкают звёзды, мигая холодным блеском. Любуюсь на созвездия, и предрассветную ночь. Возвращаюсь обратно в храм. Лампады уже перестали качаться. Я встала в конце зала. Слева от меня вижу ограждение, за которым был люк. Что-то это мне напоминало. Служба шла своим чередом, батюшка на греческом языке пел молитвы, и в пролёте арочной двери совершал какие-то таинства. Я уже не могу  стоять на ногах, и стараюсь присесть на стул, здесь во время службы можно присаживаться. После причастия возвращаемся к себе. У нас 1,5 часа свободного времени. На улице уже светло. Гуляем по территории монастыря.

Территория Монастыря пр. Герасима в Греции

Монастырь пр. Герасима
Нашли маленького щенка. Он жалобно скулил. Решили его покормить. Я принесла бутерброд с сыром, кто-то принёс йогурт. Пёсик смешно перемазал свою мордочку.

5 11

В 9 часов снова идём в храм. До наших дней здесь сохранилась небольшая пещера-келья под зданием монастыря. Теперь мы будем спускаться туда. Спуск находится под люком, который я приметила с утра. Вниз ведёт крутая металлическая лестница с 14 ступеньками. Можно спускаться по 6 человек. Я иду в предпоследней группе. Осторожно спускаюсь, придерживая свою длинную юбку, чтобы не наступить. Ну, вот я и внизу, и тут вижу, что это округлая пещера, и нужно ещё пролезть в соседнюю, через узкий лаз ползком, да ещё в длинной юбке. У кого есть боязнь узкого пространства «клаустрофобия», то это для него серьёзное испытание. Нас предупредили заранее, что некоторые паломники не могут протиснуться. Мне тоже становится не по себе. Когда я пробралась в пещеру на коленях, боясь порвать колготки, почувствовала, как здесь душно, и не хватает кислорода. Воздух немного влажный. Ну, вот я встала, огляделась. В полумраке свечей высветилась небольшая пещерка. Пол неровный, скорее скалистый с подъёмом к передней стене, где висит икона Св. Герасима. Наш батюшка ожидает нас, и мы вместе читаем молитву святому. Мне неудобно стоять на неровном полу в босоножках на высоком каблуке. После прочтения молитвы поочерёдно выбираемся обратно в первую пещерку. Здесь нас встречает наш гид. Поднимаемся по лесенке наверх. Я с облегчением поднимаюсь последняя. Все паломники с радостью встречают новоприбывших из подземелья.  Наконец все благополучно выбрались наверх, и все довольны.
Далее служим короткую молитву, и выходим из храма.  Нас проводили в трапезную, где для нас были скромные угощения. Были сладкие конфеты, и кофе в маленьких чашках. Теперь возвращаемся в свои кельи, чтобы забрать свои вещи. Погода уже потеплела, и жаль покидать красивую территорию монастыря.

Монастырь пр. Герасима
Напоследок набрали св. водички в дорогу. Теперь едем  до деревни Маркопуло. Здесь посещаем храм Богородицы Фидусы.

Храм Богородицы Фидусы.

Этот храм известен в православном мире событием, которое совершается здесь из года в год в дни празднования Успения Пр. Богородицы. К храму сползаются небольшие змейки с крестиками на голове. После праздника они уходят в горы, и до следующего августа местные жители их не видят и ничего не знают о них. Откуда змеи появляются и куда исчезают, никто не знает. Для всех это поныне остается великой тайной.

Я с любопытством смотрю иконы, и, представляю, как в храме могут ползать змеи. Храм окружён по периметру белоснежными колоннами. Каждая пара колонн создаёт арки. В результате, храм опоясывает красивая волнообразная черепичная крыша. Во дворе церкви растут очень интересные цветы.

Цветы у храма в Греции

По пути далее мы посетили церковь, где есть удивительная икона Богородицы Гравалиотисса.

Икона Богородицы Гравалиотисса
В давние времена на этом месте была найдена икона. В честь происшедшего чуда была построена церковь, и с тех пор в день Успения Богородицы, 15 августа, расцветают засохшие лилии, которые деревенские женщины собирают с апреля по май месяц и кладут у домашних икон. Первого августа высохшие цветы относят в церковь. Священнослужитель открывает киот чудотворной иконы Панагии Гравальётиссы и кладет туда цветы. С 10 по 15 августа увядшие стебельки лилий покрываются зелёными листочками и свежими бутончиками, готовыми раскрыться в полной красе!

Снова с вещами едем по горной дороге к парому. Погода сегодня чудесная. На берегу у нас 1,5 часа свободного времени. Кто желает можно искупаться. Несколько наших женщин ушли к морю. Иду за ними. Берег здесь песчаный. Вода в море тёплая и зеленовато – голубая. Но сегодня крупные волны, которые не дают нам зайти в море и поплавать. Дно здесь уходит круто вниз, да и мелкая галька под ногами в море. Я не рискнула зайти в воду, помочила только ножки. Некоторые наши отчаянные женщины зашли в море, и покачались на волнах. Выходим обратно, и одеваемся. Время ещё есть, и можно  прогуляться по  прибрежной улице. Солнце хорошо припекает голову. На берегу даже становится жарко.  Наконец заходим в автобус и едем до парома. Садимся на паром, проходим в бар, чтобы что-нибудь перекусить, а затем поднимаемся на верхнюю палубу. Здесь на солнышке очень даже тепло. Нас обдувает свежий морской ветер. Вскоре наш паром подошёл к берегу.
Опять едем на автобусе. Дорога наша длинная в три часа. Уже вечереет. Едем в сумерках к вершине по серпантину гор. Далее поднимаемся пешком по крутым и многочисленным ступенькам до небольшого храма. Здесь высоко над городком Лутраки, напротив города Коринф, над синими водами Коринфского залива на небольшой площадке возвышается монастырь преп. Патапия. В этом же месте покоятся чудотворные мощи преподобного, святого, жившего в IV веке. Наша группа проходит в небольшую пещерку, где находятся св. мощи Патапия Египетского. Отсюда с площадки великолепный обзор на вечерний город. Он весь сверкает в огнях.

Вечерняя Греция
Высота здесь около 600-800 м. Жаль, что темновато, и я не могу его сфотографировать. Здесь наверху уже свежо и ветрено. Наша группа проходит в небольшую пещерку, где находятся св. мощи. Далее спускаемся в полутьме по лестницам вниз.
Когда все собрались, едем обратно в гостиницу. На улице абсолютная тьма, едем по узкой горной дороге. Дороги у греков вообще не огорожены по бокам, как в Европе. Надо обладать великим умением ездить по ним, да и ещё разворачиваться. Сидим у окошка, и видим пропасти то слева, то справа. Экстрим какой-то. В гостиницу приехали около 21 часа. Разместились, и сразу идём вниз. Сегодня у нас последний общий ужин. После ужина прогулялись по улице. На улице прохладно.