История Покровского храма в с. Никола

Главная страница » Россия » История Покровского храма в с. Никола


История Никольско-Покровской церкви

Село Пиштань расположено в низменной, безлесной местности при речке Селянке.  В 1780 г. были две деревянные церкви: во имя св. Николая Ч., из которой одна тёплая весьма ветхая, в коей службы совершать было невозможно, а другая холодная — летняя. Указом Духовной Консистории 21 октября 1780 года  разрешено, согласно просьбы, старую ветхую церковь разобрать, а холодную превратить в тёплую. В 1794 г. 24 июня деревянная Никольская церковь сгорела. В том же  году дана грамота от 24 октября на построение вновь деревянной церкви во имя св. Николая с приделом для служения в зимнее время в честь Покрова Пр. Богородицы. Холодная церковь освящена 20.12.1794 г., а тёплая — Покровская церковь освящена 8 мая 1799 г.  В 1818 г. была дана грамота на построение вместо имеющихся двух деревянных церквей вновь каменного храма во  имя Покрова Божией Матери (в честь Св. Николая.Ч.)  Каменная церковь построена в 1822 г. Было три престола. В холодной Покровской, в тёплой  Никольской и Ильинской. В 1890 г. по указу Духовной Консистории от 24 мая  церковь расширена, и превращена в тёпло-холодную. Престолов в настоящее время в тоже три; главная Покровская освящена 28 сентября 1895 г., правая Никольская освящена 4 декабря 1900г., и левая Ильинская освящена 10 декабря 1902 г. (Так выглядела Никольская церковь в начале 20 века).
Покровская церковь  расположена от г. Вятки в 200 в., от уездного города Яранска в 12 в. Причта по штату положено: 2 священника, 1 дьякон, 2 пс. Прихожан православных русских 1851 мужчин и 1884  женщин. Крещёных черемис 709 мужчин, 650 женщин. Приход состоял из 38 сёл. В селе одно Земское училище и одна инородческая миссионерская школа (черемисская) в 10 в. от села. Прихожане занимались хлебопашеством и отхожими промыслами в Сибири. Село стоит на Кукарском (Советском) тракте.
В 1912 г. было прошение В вятскую Епархию от церковного старосты, в коем изъясняется: » Что в одном из храмов их села свод во святом алтаре от постоянно увеличивающихся трещин угрожает падением, в результате чего требуется оный разобрать и воздвигнуть новый алтарь и самый храм расширить по приложенным к нему плану». На прошении поставлено 7 резолюций.
Интересны описания напрестольных одежд в церквях того времени, сохранены фразы и выражения: (фото из интернета)
Одежда для церквиНа престольном белом атласе литой из зелёной голи; одежда из зелёного гарнитура с золотыми и серебряными травами, на ней крест нашивной из серебряного позументу, подкладку не имеется, другая одежда напрестольный голевая рудожёлтая травчатая, на ней крест из позументу серебряной нашивкой; покров по красному рытому бархату с мелкими серебряными и шёлковыми травами опушка с правую и левую стороны из белой ткани серебряными и шёлковыми мелкими  ж. травами, а с передней и на задней стороны из травянистой зелёной обдери с серебряными и шёлковыми мелкими травками, на передней стороне бахрома щёлковая зелёная с частью золота, на средине того покрова крест наливкой из серебряного позументу с тремя жемчугами китайскими и четырьмя ставками простыми, подклад хамовой жёлтой.
Так выглядит церковь  в настоящее время. В этой церкви, пока её не разрушили, служил Артём Иванович Черепанов (1895 г).


 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Путешествия Семиэстрель ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru