Кто были предки — наши деды ?
Самое интересное, кто-же были наши предки, чем они занимались, каким промыслом? Как выживали в своё время. Они потомственные охотники и прекрасные кожевенники. Прадед Зверевых с сыновьями имели мастерские в Щёкотове, в Черепанах и Яранске.
Рядом с нашим домом был большой двух-этажный дом дедушки Ефима Петровича, а рядом двух-этажный дом какого-то его родственника. Дед Ефим и бабушка Анна были очень порядочные, трудолюбивые, и добрые люди. Ефим по возрасту был ровесником Сталина. В дедовом доме на 1 этаже жили овцы, а в соседнем была колхозная контора, где на огороде была пасека. Летом нас жалили пчёлы. Здесь же было много дворовых построек для скота, которые вмещали весь колхозные скот, и лошадей. А дед и его родственник были уже в ссылке как кулаки, хотя Ефим был труженик. Сапожничал с 9 лет всю жизнь, и был лучшим сапожником на все деревни вокруг. Нам — детям шил обувки, так, как взять или купить было негде. Как дед говорил — сидеть на сидухе. Что это такое? Это низкая бочка, высотой с табуретку. Сверху была обшита толстой прочной тканью, края которой прибиты к верхнему краю сидухи, чтобы удобно и мягко сидеть целый день. А перед дедом низкий столик, где лежали все его поделки и инструменты. За материалами для обуви (кожа, подошвы) он ездил в город Красный (Йошкар-Ола). (фото из интернета)
У дедушки Ефима было много больших красивых икон, а также православных книг. Он нас учил молитвам. С тех пор, лет с 6-7 помним «Отче наш» и «Богородица дево радуйся». а также «Рождество твое Христе боже наш…». Дед жил, на 2 этаже в отгороженной комнатке. У них в доме была большая клеть. Это большая летняя комната и зимняя кладовка. Зимой в клети стояли мясные туши. Между избой и клетью находились узкие сени, куда проходили с улицы. Летом спали в клети, где висели пологи от назойливых мух.
Дед маму — молоденькую дочь баловал, наряжал. Когда был сильный голод, вся деревня ела лебеду, а маме стало любопытно, что это такое, видно надоели белые булочки и она попробовала стряпню из лебеды. Так до старости эти впечатления не забылись.
В деревне жила портниха. Она шила всё: пальто, платья, кому что нужно.
Промыслы прадедов
Все дома братьев Зверевых детей Петра были из кирпича, собственного производства, с мини завода, который находился ближе к Киляковскому оврагу, по дороге на Полушнур и Пачи. Строили все братья, помогая друг другу.
Прадед Зверевых с сыновьями имели мастерские в Щёкотове, в Черепанах и Яранске. У братьев Зверевых было и ремесло и промыслы, потомственные охотники и прекрасные кожевенники, они ещё до революции имели несколько мест в Шурыгинских рядах и в Носовских (в Яранске) там же в НЭП ими была реорганизована в Артель «Прогресс» часть известного Любимовского дома, где все они высоко классно сапожничали. Помогали им и делились опытом и пленные австро-венгры, которых в Яранске с 1914 по 1918 год было пригнано с фронтов до 800 человек. Был дом и скорняжная мастерская в «Монастырской слободе» (ныне улица Революции и Никитина). Обувь славилась за пределами губернии. Предки рассказывали о «Грамотах-призах» чуть ли не с Парижского салона-продажи. Болезнь глаз (ранняя слепота) была общей чуть не у всех Зверевых, возможно от зимнего шитья обуви при плохом освещении.
В Щёкотово (Ерпылях) была большая кузница, кузнец потомственный мастер выполнял не только традиционно скобяные дела, но и работал виртуозно как мастер художественной ковки. По рассказам, все братья, да и все Зверевы Ерпылей ходили в межсезонье в хорошей коже, собственной выделки: от сапог, ботинок и п/ботинок, брюк галифе, куртки и пальто, прекрасные кожаные кепки-картузы. Зверевы музыкально одарены, играли на собственных гармошках, устраивали концерты. Иван (дед) виртуозно владел гитарой, у всех были граммофоны. Был даже музыкальный аппарат, и физгармония, имелись в доме настенные и напольные часы.
В начале двадцатого столетия многие Зверевы попали под Красное колесо (февральскую революцию), они пытались поддержать Колчаковский мятеж, не выступили, но на них донесли, и начались немалые неприятности, В результате расследований все братья перессорились. Кого послали в Сибирь, а кого-то в иные ссылки.