16.11 (9 день) – Пещеры Петралона

Ученый Арис Пулянос, Греция

Утро в 7 часов. Завтрак. Сегодня едем в пещеры Петралона. Ехать недалеко 30 минут. Нас туристов всего 5 человек. Но всё равно пришёл наш автобус. Водитель уже другой. По приезду на место к нам подсел наш новый гид.

Когда мы приехали, перед пещерой нас встретил её первооткрыватель – учёный Арис Н. Пулянос. Он вполне понятно говорил с нами по-русски. Кратко рассказал нам историю этой пещеры, которая была найдена случайно жителем этого села. Это был пастух, который пас овец на этой горе, и каждый день слышал звуки, исходящие из щели в земле, похожие на шёпот или дыхание. В этом посёлке были проблемы с водой, и поэтому этот пастух решил, что под землёй есть источники воды. Пастух Филипп позвал других жителей, и они начали копать. Сначала прокопали 7 м, потом упёрлись в скалу, и за ней спустились в открывшееся пространство. Так была обнаружена пещера.

Вход в пещеры Петралона

Мы вместе с экскурсоводом и нашим гидом – переводчиком проходим в пещеру. Сначала идём по искусственному тоннелю. Здесь всегда постоянная температура +17’C. И вот нам открывается сама пещера, её восхитительная красота. Здесь чудесный мир сталактитов и сталагмитов, которые обязаны чудесным творением природы. Местами они подсвечены, и смотрятся очень таинственно. Мы переходим из одного зала в другой. Они разных размеров. Идём по центральной дорожке, ограждённой перилами. Жаль, что опять нельзя фотографировать. В первом зале с низким сводом стоят макеты из камня первобытных людей, обедающих у костра. Смотрятся они довольно реалистично. Здесь в пещерах найден скелет и череп очень древнего человека 700-800 тыс. лет, и теперь учёные спорят, где появился самый первый человек на земле. Сама пещера сформировалась примерно в период миоцена, который начался около 23 млн. лет назад, и завершился 5,5 млн лет назад.

Идём дальше по извилистой дорожке, которая, то спускается по ступенькам, то поворачивает в сторону. В одном месте проход очень узкий из-за стоящих близко друг к другу скал, и проходить нужно боком. Эти пещеры ещё не последние, некоторые ещё исследуются и нас туда не пускают. Жаль, что здесь нет подземных озёр. Здесь ощущаешь себя не царём природы, а букашкой, которая может быть раздавлена в любой момент. Находясь в пещере, мы познаём мир изнутри, своих предков, которые когда-то давно ютились здесь. Нам показали вырытый здесь колодец на глубину около 15 метров. Здесь изучались слои почвы, насчитывающие 32 слоя. По этим разрезам почвы учёные изучают, какой был климат земли раньше, какие были почвы, каждый слой несёт свою историю и археологические находки. После пещеры идём в антропологический музей, где предоставлены черепа и кости древних животных доисторической эпохи, а также костная и древесная зола, возраст которой 1 млн. лет, самые древние следы использования огня человеком до сегодняшнего дня. Здесь есть макет пещеры, и местоположение, как был найден скелет древнего человека. Причём голова у него оказалась выше на 25 см, то есть она «прикипела» к скале, а тело опустилось с почвой ниже.

В пещере Петралона, ГрецияТакже есть экспонат – первая доисторическая скульптура человека или пародия на него. К нашему сожалению, экскурсия окончена. Гид мне откровенно не понравился. Он немногословен. Как нам сейчас не хватает того опытного Дмитрия, который, как ходячая энциклопедия очень подробно рассказывал обо всём. Едем обратно домой. Всего экскурсия заняла у нас чуть больше 2-х часов.

Мы решили сходить прогуляться в городок Муданья. Прошлись пешком вдоль берега, свернули налево и углубились по улочкам. Нашли несколько магазинов, даже немаленьких. Пока гуляли пешком, еле успели к обеду. День сегодня тёплый. Идём вдоль моря, смотрим, кто-то даже купается. После обеда я попросила утюг на ресепшен, чтобы погладить бельё. Пока я поднималась к себе в номер, служащий, молодой человек уже стоял у нашей двери и поджидал меня. Вот это оперативность, удивлялась я. Гладильная доска и утюг в нашем распоряжении 2 часа. Я всё погладила, мы позвонили в холл, чтобы у нас всё забрали. Мы вышли в коридор с видом на внутренний двор. Смотрим, к нам уже едет служебная электрокара. Оказывается, из-за огромной территории все услуги оказываются с помощью транспорта. Да, где такое ещё можно увидеть. После этого мы пошли отдыхать к морю. Погода к обеду становилась уже прохладнее, и мы пошли поближе к гостинице.

Отель Океания Клаб, Греция

Цветы в Греции

Жаба в Греции

Отдохнули немного и вернулись обратно, так как в 18 часов в холл опять должен подойти гид. Обсуждали опять о поездках. На этот раз решили купить поездку на среду на термальные источники. Экскурсии здесь очень даже недешёвые — по 50 евро (100 на двоих). Наши первые экскурсии по античной Греции были гораздо дешевле, так как мы меньше тратили время на переезды. Вечером идём на ужин. После ужина в баре играет музыкант, и мы слушаем живую музыку. Народу собралось много. Было приятно сидеть и мечтать. После бара спускаемся к морю. Внизу совсем не холодно, здесь тихо и спокойно набегают волны. Звёзды местами проглядывали на небе. Самолёты то и дело сверкали яркими звёздочками, двигаясь в сторону города Салоники, или обратно. По поверхности моря виднелось светлое пятнышко, которое медленно передвигалось. Наверное, это, какое-нибудь морское судно. Обратно к себе возвращаемся другим путём. По пути увидели огромную пёструю жабу, которая карабкалась на большой камень. Жаба неторопливо лазила туда, сюда, и не пряталась от нас. Затем неспешно пошла пешком до своей норы в земле, и скрылась. Ночь хорошая и тихая, и не хотелось уходить.

Далее: Термальные источники, водопад Каранос

1 часть: Салоники, Кастория
2 часть: Кастория, Каламбака
3 часть: Горы Метеоры
4 часть: Дельфы
5 часть: Коринфский канал, Эпидавр, Микены
6 часть: Афины, Фермопильское ущелье
7 часть: Вергина, гора Олимп
8 часть: Отель «Океания Клаб»