6 день (24.11) Вифлеем, храм Рождества Христова, Лавра Саввы Освящённого

Едем, не завтракая в храм Рождества Христова. Выходим на площадь. Народу ещё немного. Издали стены храма смотрятся невзрачно. Это один из самых древних храмов на Святой Земле. По преданию это единственный храм, который не был разрушен во время войн. Проходим через площадь к входу с низким сводом, которые называются «врата смирения», и проходим вглубь.

Храм Рождества Христова
Здесь Базилика построена над пещерой, в которой по преданию, родился Иисус Христос, и посвящена этому событию. Наша группа толпится перед входом в подземный храм. Туда ведут крутые каменные ступени времени св. Юстиниана.

«Врата смирения»

Мы осторожно спускаемся вниз. Это и есть пещера Рождества, Святой Вертеп (12м длиной и 4 м. шириной). Народу очень много. Помимо нашей группы, есть ещё другие туристы. Все столпились впереди, не желая проходить в глубину зала. Было душно для такого малого помещения. Греческий батюшка велел толпе отступить, но люди не желали отходить. Тогда грек громко «рявкнул», и все начали пятиться назад. Напротив, входа – место рождества Иисуса Христа. Оно отмечено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду. Слева придел Яслей.

Придел Яслей

Началась литургия.  Смотрю по сторонам, где висели редкие иконы, изображающие юного Иисуса Христа.Редкие иконы Иисуса Иконы ИисусаСлужба идёт около часа.

Храм Рождества Христова

После этого мы приложились к Вифлеемской звезде. Народу сильно убавилось, и мы смогли пройти посмотреть Святые Ясли, где находился Богомладенец. Здесь полумрак. С благоговением приложились к Яслям (решётчатая изгородь). Истинные ясли скрыты под мраморной облицовкой. Затем поднялись в верхний храм. Здесь началось причастие. Народу много. Мы решили посмотреть соседний католический храм, который находится рядом. В нижнем его помещении есть пещера убиенных младенцев. Там хранятся мощи малюток, убитых по приказу царя Ирода, и их родителей. После причастия наша группа выходит из храма на площадь.
Теперь нас везут на завтрак. Здесь нас поджидает наш новый гид, женщина, на территории Палестины гидом будет она. Садимся и едем в сторону пустыни, пересаживаемся на маленькие микроавтобусы, и едем в Лавру Саввы Освящённого. (Вид на город из гостиницы)

Палестина
Лавра основана в 6 веке на месте пещеры, где поселился преподобный Савва – родоначальник палестинского монашества, вокруг которой разрослась обитель. Женщин туда не пускают. У нас всего четверо мужчин в группе вместе с батюшкой. Они ушли в храм, а мы женщины остались на площадке. Нас угостили горячим травяным чаем. Чай наливал мальчик лет 12. Погода стояла изумительная. Яркое солнце и жёлтые пески.

Пески пустыни
Нам разрешили пройти по дорожке, которая вела на соседнюю вершину, с которой сверху хорошо просматривался храм. Мы фотографировали пейзажи и насладились простором этого места. Отсюда великолепно просматривалась долина и противоположный склон горы.

Лавра Саввы Освящённого

После того, как вернулись наши мужчины, нам вынесли в подарок по два финика, у кого проблемы в семье по бездетности. Здесь в этом храме растёт дуб, листья которого целебны. От них излечилась от бесплодия царица. С тех пор листья этого дерева дают всем желающим. Но эти люди (жена вместе с мужем) должны соблюдать строгий пост 40 дней.
Садимся снова в микроавтобус, и едем по пустыне. Ярко оранжевые пески ласкают взор. Вдали виднеется крепость с колючей проволокой, по периметру прожектора. Наверное, это военные объекты. Замечаю, что даже здесь в безлюдной пустыне кружатся по ветру, пакеты и мусор. Подъезжаем к стоянке, пересаживаемся на свой автобус.