Шахи-Зинда в Самарканде


Сегодня выходной день в городе, и толпы гуляющих людей, в основном местные жители, увлекают нас по улицам всё дальше и дальше.  Удивляло какое количество туристов и местных паломников шли к мавзолеям Шахи-Зинда. Наконец подходим к входному арочному порталу, и поднимаемся  по ступеням наверх. Входной портал является самым новым  сооружением комплекса. Пилоны портала и входная арка покрыты  кирпичной мозаикой.

Краткая схема: если пройти внутрь,  сначала попадаем на нижнюю территорию комплекса — территорию дарвозахона (вход с воротами под навесом). На схеме (1) — нижние ворота (чартак). Слева (2) — находится зимняя мечеть (1434-1435 годы). За ней  (3) — (летняя) айванная мечеть  XIX века в виде террасы на колоннах. Справа  касса. За ней располагается (4) — медресе Давлат-Кушбеги (1812-1813 годы).  Если пройти немного вперёд,  слева (5) — находится двухкупольный мавзолей Кази-заде (XV века). Далее нужно подниматься по высокой и крутой лестнице, за которой расположены средние ворота (чартак  XVIII-XIX века)  — (6).

На открытом дворике стоит огромных размеров топчан, на котором может вместиться несколько человек.

На территории комплекса Шахи-Зинда есть определённые правила посещения.

Территория дарвозахона. Слева касса. Спереди арочно-купольный проход (чартак). Справа  открытая терраса-айван.

Если пройти немного вперёд,  слева находится мавзолей Кази-заде означает «сын судьи». Одни историки считают, что мавзолей построен   для любимой жены Тимура, другие — что похоронен  Казы-заде Руми, который  был учителем Улугбека  по астрономии, работал в Самаркандской обсерватории. Табличка при мавзолее утверждает, что мавзолей посвящён придворной кормилице Улуг Улжаойиму.

Теперь впереди очень крутая лестница. В средние века она считалась священной и представляла собой 40 ступеней. Лестница олицетворяет путь покаяния и молитв. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов. Паломники должны были при подъеме на каждую ступень лестницы декламировать стихи из Корана и размышлять об Аллахе.

На нижнем фото можно посчитать ступени, мы насчитали 34-36. Ступени выложены из кирпичей. Верхние сильно истёрты от времени и многочисленных паломников. Кроме того ступени высокие, и неровные. Если средняя высота обычных составляет 17-20 см., здесь скорее всего выше, поэтому идти не так и легко.  Глубина ступеней тоже больше обычных. Это связано с тем, чтобы по ним могла подниматься лошадь. Об этом мы услышали из рассказов гидов.

Итак мы поднялись наверх, и прошли через средние ворота на узкую улочку среди красивейших высоких мавзолеев, и поминальных мечетей.

Здесь располагается средняя (центральная) часть сооружений ансамбля Шахи-Зинда. До XVI века комплекс назывался » Мазар Шаха». Под шахом подразумевался Кусам ибн Аббас, двоюродный брат пророка Мухаммеда и первый проповедник ислама в Центральной Азии. Древнейший ансамбль Шахи-Зинда включает в себя 11 мавзолеев, переливающихся яркими голубыми куполами.  По легенде  Кусама ибн Аббаса участвовал в первых походах арабов и будучи смертельно ранен укрылся под землёй, где продолжал жить. Отсюда имя мемориала «Шахи-Зинда», что означает «Живой царь».

 В 80-90 гг. XIV века в Шахи-Зинде соорудили новую группу мавзолеев. От первого безымянного мавзолея  остался портал, где читается текст: «Земная жизнь — бремя для земли».

Мы проходим в самые красивые и необычные мавзолеи.  Справа по узкой улочке под (№7)  проходим в мавзолей  Туглу-Текин (Tug’li Tekin Maqbarasi) и Амир Хусейна (Amir Husayn Maqbarasi), 1386 год.

Напротив женского мавзолея Туглу-Текин — мавзолей  Эмир-заде (Amirzoda Maqbarasi), 1386 год (сына эмира) под № 10. На фото сверху его вход слева.


Мавзолей матери Амира Хусаина, одного из полководцев Амира Тимура — Туглу-Текин.

Темуридские мавзолеи. Во время правления  Амира Темура  среди мавзолеев Шахи-Зинда появился некрополь женщин его семьи, когда  в 1372 г. умерла дочь — Шоди-мулк, его старшей сестры. Для неё возвели мавзолей  с ребристым куполом и прекрасным порталом, сделанным резной майоликой (11). В 1383 г.  ушла из жизни сама старшая сестра Кутлуг-Туркан-ага, и её похоронили в том же мавзолее.

Мавзолей старшей сестры Амира Темура — Кутлуг-Туркан-ага, и её дочь Шодимулк Око.
Купол этого же мавзолея.

В 1386 г. скончалась младшая сестра Темура  — Ширин-бек-ага, и для неё соорудили самый изысканный мавзолей Шахи-Зинды. Его портал отделан наборной сапфирово-синей мозаикой (8). На портале — тексты нравственных поучений почитаемого на Востоке Сократа, в т.ч. следующее: «Поистине люди в этом мире подобны птицам радующимся…, а этот мир подобен силку с помещённой в ней приманкой».

Мавзолей Ширин-бек-ага. Построен Тимуром в конце XIV века для младшей сестры Амира Темура.
Купол этого же мавзолея. Мавзолей Ширин-бека-ага (Shirinbeka Oqo Maqbarasi), 1385-1386 годы

Слева на фото — (9) восьмигранный мавзолей (Sakkiz Qirrali Maqbara), 30-40е годы XV века. С правой стороны на фото ещё один интересный мавзолей под № 16 — мавзолей «Безымянный» работы Усто Али Насафи (Usto Ali Nasafiy Maqbarasi), 80-е годы XIV века. Виден только фрагмент передней стены.

После осмотра центральной части переходим в самую северную часть комплекса Шахи-Зинда, который изначально развивался  с севера на юг.

Верхние ворота-чартак (Yuqori Chortoq), XV век.
Верхние ворота с внутренней стороны под № 23.

В верхней северной точке (21) возвели мавзолей Ходжа Ахмада. На мавзолее  сохранилась надпись: «… да продлит Аллах их вечность, чтобы сделалась могила озарённой садом счастья Ходжи Ахмада». В 1361 г. рядом (22) был сооружен мавзолей неизвестной знатной женщины. Оба мавзолея декорированы резной терракотой голубовато-зелёного и пепельно-синего цветов.

За красивой резной дверью открывается коридор в комплекс Кусамы-ибн-Аббаса (24). Он состоит из мечети, усыпальницы, места, где постились и подсобного помещения, в котором хранилась вся утварь необходимая для богослужения. На правой створке надпись на арабском языке: «Двери рая открыты для правоверных».

Основу мавзолея Кусама-ибн-Аббаса составляют строения XI века. Это небольшая усыпальница перекрытая куполом. Почти половину её площади занимает ступенчатое керамическое надгробие, появившееся здесь ещё при Амире Темуре в 80-г. XIV века. На третьей ступени надгробия приведена цитата из Корана: «И никак не считай мёртвыми тех, которые убиты  на пути к Аллаху. Нет они живы!» Рядом с усыпальницей находится поминальное помещение.

Поминальное помещение с михрабом (ниша в стене арочной формы) в стене. Под ним находится помещение для уединенной сорокадневной молитвы.

Строительный комплекс, в который входит мавзолей, много раз перестраивался, и его история все ещё не ясна,  даже размеры мавзолея.

Справа на фото вход в мавзолей Туман-Ака под № 20 (Tuman Oqo Maqbarasi), 1405-1406 годы. Слева вход в ханаку Туман-Ака (Tuman Oqo Xonaqohi), XV век.

В начале XV века на западной стороне той же верхней площадки от имени младшей жены Темура — Туман-ака построили мавзолей и поминальную мечеть. Портал мавзолея покрыт сине-голубой наборной мозаикой.

Мавзолей Кутлуг-Ака (Qutlug Oqo Maqbarasi) под № 22.

После монгольского завоевания Самарканда мемориал пришёл в запустение. Он стал возрождаться со второй четверти XIV века, уже как загородная, по отношению к новому городу мусульманская святыня.

Мавзолей Ходжа Ахмад (Hoja Ahmad Maqbarasi), под № 21 — XV век.

Красота этих мавзолеев превзошли все наши ожидания. Удивляет мастерство мозаичной кладки, сложные узоры. Обязательно стоит посетить этот комплекс, где получаешь истинное наслаждение. День клонится к закату, народу становится всё меньше, и мы возвращаемся обратно.

Вид на храм Биби-Ханым с открытой площадки Шахи-Зинда. Ниже на фото на склоне находится кладбище.