Шахи-Зинда в Самарканде
Сегодня выходной день в городе, и толпы гуляющих людей, в основном местные жители, увлекают нас по улицам всё дальше и дальше. Удивляло какое количество туристов и местных паломников шли к мавзолеям Шахи-Зинда. Наконец подходим к входному арочному порталу, и поднимаемся по ступеням наверх. Входной портал является самым новым сооружением комплекса. Пилоны портала и входная арка покрыты кирпичной мозаикой.
Краткая схема: если пройти внутрь, сначала попадаем на нижнюю территорию комплекса — территорию дарвозахона (вход с воротами под навесом). На схеме (1) — нижние ворота (чартак). Слева (2) — находится зимняя мечеть (1434-1435 годы). За ней (3) — (летняя) айванная мечеть XIX века в виде террасы на колоннах. Справа касса. За ней располагается (4) — медресе Давлат-Кушбеги (1812-1813 годы). Если пройти немного вперёд, слева (5) — находится двухкупольный мавзолей Кази-заде (XV века). Далее нужно подниматься по высокой и крутой лестнице, за которой расположены средние ворота (чартак XVIII-XIX века) — (6).
На территории комплекса Шахи-Зинда есть определённые правила посещения.
Если пройти немного вперёд, слева находится мавзолей Кази-заде означает «сын судьи». Одни историки считают, что мавзолей построен для любимой жены Тимура, другие — что похоронен Казы-заде Руми, который был учителем Улугбека по астрономии, работал в Самаркандской обсерватории. Табличка при мавзолее утверждает, что мавзолей посвящён придворной кормилице Улуг Улжаойиму.
Теперь впереди очень крутая лестница. В средние века она считалась священной и представляла собой 40 ступеней. Лестница олицетворяет путь покаяния и молитв. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов. Паломники должны были при подъеме на каждую ступень лестницы декламировать стихи из Корана и размышлять об Аллахе.
На нижнем фото можно посчитать ступени, мы насчитали 34-36. Ступени выложены из кирпичей. Верхние сильно истёрты от времени и многочисленных паломников. Кроме того ступени высокие, и неровные. Если средняя высота обычных составляет 17-20 см., здесь скорее всего выше, поэтому идти не так и легко. Глубина ступеней тоже больше обычных. Это связано с тем, чтобы по ним могла подниматься лошадь. Об этом мы услышали из рассказов гидов.
Итак мы поднялись наверх, и прошли через средние ворота на узкую улочку среди красивейших высоких мавзолеев, и поминальных мечетей.
Здесь располагается средняя (центральная) часть сооружений ансамбля Шахи-Зинда. До XVI века комплекс назывался » Мазар Шаха». Под шахом подразумевался Кусам ибн Аббас, двоюродный брат пророка Мухаммеда и первый проповедник ислама в Центральной Азии. Древнейший ансамбль Шахи-Зинда включает в себя 11 мавзолеев, переливающихся яркими голубыми куполами. По легенде Кусама ибн Аббаса участвовал в первых походах арабов и будучи смертельно ранен укрылся под землёй, где продолжал жить. Отсюда имя мемориала «Шахи-Зинда», что означает «Живой царь».
В 80-90 гг. XIV века в Шахи-Зинде соорудили новую группу мавзолеев. От первого безымянного мавзолея остался портал, где читается текст: «Земная жизнь — бремя для земли».
Мы проходим в самые красивые и необычные мавзолеи. Справа по узкой улочке под (№7) проходим в мавзолей Туглу-Текин (Tug’li Tekin Maqbarasi) и Амир Хусейна (Amir Husayn Maqbarasi), 1386 год.
Напротив женского мавзолея Туглу-Текин — мавзолей Эмир-заде (Amirzoda Maqbarasi), 1386 год (сына эмира) под № 10. На фото сверху его вход слева.
Темуридские мавзолеи. Во время правления Амира Темура среди мавзолеев Шахи-Зинда появился некрополь женщин его семьи, когда в 1372 г. умерла дочь — Шоди-мулк, его старшей сестры. Для неё возвели мавзолей с ребристым куполом и прекрасным порталом, сделанным резной майоликой (11). В 1383 г. ушла из жизни сама старшая сестра Кутлуг-Туркан-ага, и её похоронили в том же мавзолее.
В 1386 г. скончалась младшая сестра Темура — Ширин-бек-ага, и для неё соорудили самый изысканный мавзолей Шахи-Зинды. Его портал отделан наборной сапфирово-синей мозаикой (8). На портале — тексты нравственных поучений почитаемого на Востоке Сократа, в т.ч. следующее: «Поистине люди в этом мире подобны птицам радующимся…, а этот мир подобен силку с помещённой в ней приманкой».
Слева на фото — (9) восьмигранный мавзолей (Sakkiz Qirrali Maqbara), 30-40е годы XV века. С правой стороны на фото ещё один интересный мавзолей под № 16 — мавзолей «Безымянный» работы Усто Али Насафи (Usto Ali Nasafiy Maqbarasi), 80-е годы XIV века. Виден только фрагмент передней стены.
После осмотра центральной части переходим в самую северную часть комплекса Шахи-Зинда, который изначально развивался с севера на юг.
В верхней северной точке (21) возвели мавзолей Ходжа Ахмада. На мавзолее сохранилась надпись: «… да продлит Аллах их вечность, чтобы сделалась могила озарённой садом счастья Ходжи Ахмада». В 1361 г. рядом (22) был сооружен мавзолей неизвестной знатной женщины. Оба мавзолея декорированы резной терракотой голубовато-зелёного и пепельно-синего цветов.
За красивой резной дверью открывается коридор в комплекс Кусамы-ибн-Аббаса (24). Он состоит из мечети, усыпальницы, места, где постились и подсобного помещения, в котором хранилась вся утварь необходимая для богослужения. На правой створке надпись на арабском языке: «Двери рая открыты для правоверных».
Основу мавзолея Кусама-ибн-Аббаса составляют строения XI века. Это небольшая усыпальница перекрытая куполом. Почти половину её площади занимает ступенчатое керамическое надгробие, появившееся здесь ещё при Амире Темуре в 80-г. XIV века. На третьей ступени надгробия приведена цитата из Корана: «И никак не считай мёртвыми тех, которые убиты на пути к Аллаху. Нет они живы!» Рядом с усыпальницей находится поминальное помещение.
Поминальное помещение с михрабом (ниша в стене арочной формы) в стене. Под ним находится помещение для уединенной сорокадневной молитвы.
Строительный комплекс, в который входит мавзолей, много раз перестраивался, и его история все ещё не ясна, даже размеры мавзолея.
В начале XV века на западной стороне той же верхней площадки от имени младшей жены Темура — Туман-ака построили мавзолей и поминальную мечеть. Портал мавзолея покрыт сине-голубой наборной мозаикой.
После монгольского завоевания Самарканда мемориал пришёл в запустение. Он стал возрождаться со второй четверти XIV века, уже как загородная, по отношению к новому городу мусульманская святыня.
Красота этих мавзолеев превзошли все наши ожидания. Удивляет мастерство мозаичной кладки, сложные узоры. Обязательно стоит посетить этот комплекс, где получаешь истинное наслаждение. День клонится к закату, народу становится всё меньше, и мы возвращаемся обратно.