В античный город Эфес едут отовсюду с Турции на больших автобусах. Мы приехали на такси к верхнему (южному) входу. Начинать экскурсию отсюда удобнее тем, что будем постепенно спускаться всё время ниже, перепад высоты более 20 м. В кассе купили полный билет 7200 руб. (40 евро) на одного человека. Это очень дорого. Билет действителен 72 часа. (Три дня). По билету предусмотрено — археологические раскопки, террасные домики, панорамный музей, базилика Иоанна Богослова, и музей Эфеса. Если не успеваем всё осмотреть, можем приехать на следующий день. Проходим через турникет. Территория здесь огромная.
Туристов уже с раннего утра много. Двигаемся по улице, слева и справа высятся остатки античных колонн, из сохранившихся фрагментов. Справа виднеются развалины терм Вариуса.
Будучи столицей Эфес был самым густонаселенным городом Малой Азии в период Римской империи. Население города в то время составляло более 200 000 человек.
Город расположен на побережье реки Малый Мендерес, впадающее в Эгейское море. Впоследствии бухта обмелела, море отступило, что стало причиной его упадка. Руины Эфеса уже фигурировали в путевых отчетах 17-19 веков. Впервые Британский музей в Лондоне начал археологические исследования в Эфесе.
Подходим к небольшому театру, перед нами идёт большая группа. Мы же свободные туристы, обходим их, и самостоятельно разглядываем театр сверху. Каждая группа может быть со своим гидом, это могут быть и англичане, и немцы, и многие другие. Мы же наблюдаем только таблички, которые на трёх языках, и конечно кроме русского.
ОДИОН ЭФЕСА
Одеон — малый театр (амфитеатр), выполнял одновременно несколько функций: здесь демонстрировались театральные постановки, а городская власть занималась своими политическими делами. Нижний этаж Одеона состоял из трёх, верхний из 10 рядов. Вмещал 1500 зрителей. Изначальное назначение одеона — булевтерий, место заседаний городского сената. Первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочерёдно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Построен во 2-м столетии н.э.
Так выглядел Одеон в 3д. программе. Помещение было под крышей.
БАЗИЛИКА СТОА
Если посмотреть с высоты верхних ступеней театра, видна улочка с колоннами, это так называемая Базилика Стоа, что в переводе означает «Царская колоннада».
Двухэтажная трехнефная базилика Стоа была подарена К. Секстилием Поллионом и построена в 11 год н.э. В это здание, одно из самых значительных сооружений города, можно было попасть по пролету в четыре ступени: передний фасад имел 67 колонн, Крытый переход имел длину 525 футов, имел три прохода, два уровня и был вымощен мрамором. Этот сложный проход в верхней части города соединял основные здания на севере (такие как Пританеон, театр Одеон и Верхняя гимназия) с Государственной Агорой (рынком) на юге.
МУНИЦИПАЛИТЕТ (ПРИТАНЕЙ)
В древности здесь постоянно горел священный огонь, поддерживаемый св. служительницами богини Артемиды (Куретам), принявшим обет безбрачия. Их жилищами были комнаты в центральной части дворца.
Мы проходим по улочке ещё ниже и далее, прошли через ворота Геракла, но не заметили их. Дело в том, что мы идём с противоположной стороны, и врата не обозначены, просто обезличенные столбы.
ВРАТА ГЕРАКЛА Ворота представляют собой два столба с рельефными изображениями Геракла, они сооружены в 4 столетии н.э. Можно встать между ними, и загадать желание. Так называемые Геракловы ворота граничили с улицей Куретов на востоке. Оба столба, украшенные изображениями Геракла, сильно сужали проход и перегораживали улицу для движения повозок. Над столбами располагалась арка…
Ниже фото уже с лицевой стороны ворот. Далее за вратами начинается улица Куретов.
Мы немного отклонились и решили спуститься вниз на территорию Агоры. Туристические группы там не ходят, мы бродили одни. Конечно мы видим одни развалины, чтобы понять, что где находилось нам помог видеофильм, сделанный в 3д.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ АГОРА
К западу от Базилики находится сооруженная в годы правления императоров Августа и Клавдия Административная Агора длина которой составляет 160 м., ширина 73 м. В центре Агоры находятся руины предполагаемого храма древней египетской царицы Изиды. В северной части располагались основные политические здания, один из них Одеон.
Вид сверху на Агору.
Административная Агора в 3д. В центре храм Изиды. Справа видна крыша Одеона. Между ними длинная галерея Стоа.
Водный Дворец, к северо-западу от Административной Агоры находился на пересечении двух древних улиц, и выполнял функция водохранилища для городских нужд. Вода поступала из акведука, которые находились до 40 км от Эфеса. Отсюда она стекала вниз, и через фонтан Полио распределялась дальше по городу. Большой прямоугольный бассейн площадью 105 кв. м. был с трёх сторон обрамлён высокими фасадами, а с четвёртой стороны оставался открытым. Сегодня видны только развалины.
Мы дошли до тупиков, где видим только бывшие помещения, возможно магазины.
УЛИЦА КУРЕТОВ
Улица Куретов, проходящая через впадину долины между двумя городскими горами как бывшая Дорога процессий, не соответствует ортогональной сетке улиц эллинистически-римского города. Главный бульвар длиной 210 м в ранне-имперский период был престижно оборудован портиками и мраморным покрытием. Под улицей шириной 6,8-10 м проходил канализационный канал. Магазины располагались за портиками глубиной 3,5–4,5 м, в которых торговцы, ремесленники и трактирщики предлагали свои товары и услуги.
Вдоль улицы перед каждой колонной стоял постамент с надписью, поддерживающий мраморную или бронзовую статую; На них чествовать добрые дела граждан и благотворителей. Крутая улица (перепад высот около 20 м).
Теперь идём по главной и большой улице Куретов. Перед нами барельеф богини Ники.
ФОНТАН ТРАЯНА
Пьедестал размером 8 х 6,5 м и высотой 6,4 м, сохранившийся от здания сегодня, относится к нашей эры. Это почетный мавзолей, построенный в первой половине I века в честь Гая Секстилия Поллиона его пасынком. Внутри ниши стояла группа статуй, изображающих приключение Одиссея с Полифемом.
Здесь был двухъярусный источник воды общей высотой 12 метров. Фонтан украшали скульптуры. Фигура императора стояла в центральной нише фасада над чашей. Так выглядит этот памятник в настоящее время.
Ещё вариант, выглядит он проще из видеофильма в 3Д об Эфесе.
Подходим к красивому арочному сооружению, украшенному мелкими рельефными узорами. Смотрится очень нарядно и достойно для римских императоров.
ХРАМ АДРИАНА
Храм построенный во 2-м столетии н.э. был посвящён Римскому императору Адриану. П. (117–138 гг. н. э.). Колоннада перед целой поддерживает так называемый сирийский фронтон. Рельефы над дверной перемычкой, изображают миф об основании Эфеса. В центре аркады, поддерживаемой четырьмя колоннами, украшенными капителями коринфского ордера выгравирован рельеф богини Фортуны, счастья, случая и удачи.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТУАЛЕТЫ
Слева от храма Адриана выстроены общественные туалеты, построенные из мрамора. В туалет можно было попасть с крытой «Академической улицы». Бесплатный общественный туалет обслуживал горожан, а также посетителей прилегающей бани. Туалет рассчитан на 50 чел. Сидения из мрамора были расположены по трем сторонам открытого двора с колоннадой. В канале перед сиденьями текла пресная вода для очистки.
ДОМ ЛЮБВИ
В самом начале Мраморного проспекта на выложенной мрамором фундаменте на табличке был указатель с надписью «Следуйте за мной». Архитектурный комплекс 4-го столетия состоит из дворика и многочисленных помещений, комнат и залов.
На указателе публичного дома по Мраморному проспекту был изображён след ступни. По одной из версий, публичный дом мог посетить лишь тот, чья нога была не меньше следа на мраморе. В публичном доме тщательно следили за соблюдением правил гигиены и санитарных норм. Так посетитель должен был пройти к залу через узкий коридор для проверки с обязательным требованием относительно чистоты рук и ног. Для соблюдения гигиены в здесь имелись все необходимые условия.