Медресе Улугбека
С утра снова идём пешком в старый город. С утра ещё не жарко, и лёгкая полутень. Перед нами большие храмы облицованные мозаикой. Два из них напротив друг друга. Слева медресе Улугбека (учебное заведение). Это медресе построено внуком Амира Темура — Мирзо Улугбеком. Улугбек покровительствовал науке и образованию. Его имя прославлено деятельностью астрономической обсерватории XVI века в Самарканде. Надпись над входной дверью этого медресе гласит надпись: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Строительство медресе завершилось в 1420 г. Здание имеет два этажа келий (худжр) и мечеть. Фасад выделен порталом, двух ярусными лоджиями и угловыми башенками. По углам расположены учебные аудитории. Медресе было центром светской научной мысли, в его аудиториях читались лекции по теологии, астрономии, философии и математике.
Проходим внутрь медресе. Часто нижний ярус занят торговыми лавками. Одна женщина увлекает нас рассказами об истории этого храма, что здесь учились мальчики, здесь преподавали астрономию. Затем она стала предлагать нам свои товары — платки. Я ушла, а сестра осталась слушать «басни». В результате сестра купила 4 шарфа за 3000 руб. Когда я зашла, мне тоже предложили шарфик, как я ни упиралась, мне не нравились рисунки, тетка все равно навязала свой товар. Когда мы ушли, и увидели цены рядом — ужаснулись, как нам могли навязали дорогие шарфы, завысив цену в два-три раза. Мы вернулись обратно и пытались вернуть этот товар, не тут-то было. Хитрая торговка уворачивалась, ссылаясь, что уже нет денег. Как ни спорили, она предложила дополнительно ещё шарфик (пятый), перед этим стянув незаметно обратно один и дала дурацкий кошелек. Из денег вернула только одну тысячу. Мы расстроились — как торговка могла так ловко обмануть нас.
Медресе Абдулл-Азиз-хана
Теперь обращаем внимание на храм напротив. Это медресе Абдулл-Азиз-хана. Оно построено позднее, то-есть в 1651-1652 гг. по приказу Абдал-Азиз-хана. Этот хан прославился победой над индийской армией Великих моголов. У здания высокий портал, два купольных зала в фасадной части, четыре айвана (помещение с тремя стенами) во дворе, круглые башни по углам. На сторонах главного портала находятся изображения сказочных птиц. Наружная отделка крыльев главного фасада и половины двора не была закончена, поэтому снаружи медресе смотрится менее красивым, чем медресе Улугбека.
Мечеть Калян
Мы попадаем на площадь Пои-Калян, где слева от нас медресе Мири-Араб, справа мечеть Калян, а впереди, но ближе к мечети возвышается высокий минарет.
Площадь Пои-Калян — это архитектурный ансамбль, расположенный у подножия минарета Калян. Комплекс состоит из трёх сооружений, построенных в XII—XVI веках: минарет Калян, мечеть Калян и медресе Мири-Араб. Теперь рассмотрим подробнее. Пройдя вниз по нескольким ступенькам, можно попасть во двор мечети Калян.
Мечеть Калян построена в начале 15 века на месте старой мечети 12 века. С тех пор уже пять столетий мечеть Колян действует, как главная соборная мечеть Бухары. Центральный вход в мечеть обращён на площадь Пои-Калян. На восточной стороне расположено главное здание мечети с высоким массивным куполом.
Перед входом в мечеть с площади, слева растёт дерево. Если пройти вперёд через внутренний двор виден портал с внутренней стороны, а перед ним возвышается восьмигранная беседка-ротонда. Во внутренней архитектуре мечети эффектны крытые сводчатые галереи по периметру двора. Они перекрыты 288 куполами на 208 столбах. Мечеть вмещает одновременно до 12000 человек.
Минарет Калян
Минарет Калян в переводе Великий. Это главный символ священной Бухары. На протяжении тысячи лет эта башня господствует над Бухарой, подчёркивая величие исламской веры. Круглая башня минарета имеет в основании диаметр 9 м., и вверху 6 м. Попасть внутрь можно с крыши соборной мечети, с которой он соединен переходом. Внутри находится винтовая лестница со 104 ступеньками. На самом верху есть фонарь с 16 арками. Высота минарета 45,6 м. Это примерно 15 этажей. Первоначально минарет имел ещё большую высоту — над фонарём располагалось верхнее звено (возможно из-за землетрясения он был утрачен). На карнизе есть надпись о его сооружении в 1127 г. Во время войны пострадала верхняя часть минарета при арт обстреле и бомбардировке Бухары Красной Армией. Была восстановлена в 1920 г. при реставрации.
Кадр из фильма о «Ходже Насреддине». Сейчас в воду бросят мешок, в котором будь-то находится Ходжа Насреддин, который всех перехитрил, и вместо него в мешке другая «жертва». Фильм снят в Бухаре в 1943 г. Возможно в то время был водоём, сейчас находится площадь Пои-Калян.
Медресе Мири-Араб
Напротив мечети Калян расположено действующее медресе Мири-Араб. Это одно из наиболее почитаемых учебных заведений Центральной Азии. Оно было построено в 1535-1536 г. и действует на протяжении столетий.
В трёх углах здания медресе расположены учебные классы. В четвёртом некрополь Мири-Араба (князя арабов). Величественный фасад поднят на высокой платформе над уровнем мечети Калян. По углам массивные угловые башни. В центре фасада находится высокий входной портал с восьмигранным сводом. По бокам от портала двухъярусные лоджии. Угловые залы увенчаны бирюзовыми куполами. Размеры двора 37х33 м.
Вход в заведение находится с западной стороны. Под правым углом расположена мечеть, под левым находится усыпальниц, где находится склеп правителя, могилы Мир Араб и его родственников. Внутренняя часть медресе чудесно спроектирована. Четыре арки отделаны украшениями в виде звёзд. Двухэтажное здание состоит из 114 комнат.
Мы решили пройти внутрь медресе, но туда не пустил мужчина-охранник, он счёл, что брюки у нашего попутчика не достаточно длинны, хотя по их параметрам на схемах норма, мы не стали с ним спорить, и пошли гулять далее по городу.
Ансамль Кош Медресе
Архитектурный ансамбль в западной части исторического центра состоят из двух медресе (Модарихан и Абдуллахан), стоящие напротив друг друга. Такое сочетание двух зданий называется «Кош» — сдвоенное, или парное.
Медресе Модари-хан построен в честь матери Абдуллахана II. Главный фасад медресе Модари-хан богато украшен изразцами из разноцветной кирпичной мозаики, которые образуют различные геометрические узоры.
Главный вход в медресе Абдулла-хана имеет высокий портал, к которому примыкают крылья с двухэтажными лоджиями и проходной галереей по верхнему этажу.
Мы проходим во внутренний двор, заходим в некоторые небольшие комнаты, или кельи. В некоторых работают местные мастера и художники, создающие красивые изделия, это чашки, тарелки, выполненные из металла. Мастера из чеканят, наносят тонкий узор, который раскрашивают красками.
Ансамбль Боло-хауз
Через парк мы вышли к площади Регистан. Кроме крепости Арк здесь сохранился ансамбль Боло-хауз. Он представляет собой композицию центрально азиатской мечети; зимнее здание построенное в 1712 г., летний айван построенный позднее уже в начале XX века с расписным потолком и деревянными колоннами, маленький минарет.
Перед ними есть небольшой водоём со спускающимися ступенями по периметру. Под куполом находится основной зал мечети. Самое интересное, что привлекает наше внимание, это 20 деревянных колонн из орешин, вяза и тополя. Самые высокие колонны соединены из двух стволов. Их капители украшены цветными красками.
Потолок разделён поперечными балками на многоцветные прямоугольные кассеты с углублением посередине звездной фигуры. Если разглядывать детали потолка, и капителей можно удивляться искусству древних мастеров по резьбе дерева, и тончайших узоров. Представляю как это было красиво, когда была построена эта мечеть. (снимок перевёрнут, чтобы удобнее рассмотреть потолок)
К нашему сожалению минарет закрыт, и внутрь не попасть. Остаётся любоваться его красотой. День очень жаркий, мы садимся на скамье перед водоёмом, где распылялась живительная влага от фонтанов. В самом бассейне плавали утки. Мы решили их покормить, я спустилась по ступеням ниже, и накрошила им кусочки булки. Утки оживились, и неспешно выходили на берег пообедать.