Улочки Бухары
С утра идём пешком гулять по улочкам города. Недалеко от нашего отеля большая площадь вокруг искусственного водоема. Здесь располагается ансамбль Ляби Хаус. (Дословно «берег бассейна»). В центре площади крупный бассейн средневекового города. Водоём вырыт в 1620 году, его размеры 42х36 метров, а глубина 5 метров. Вода поступала из древнего канала Шахруд. Берега водоема имеют каменные ступени. В этом бассейне бухарские водоносы, спускаясь по крутым ступенькам, набирали воду для населения. На берегу водоема со старых времён располагаются чайханы и торговые лавки.
Здесь же в парке установлен памятник легендарному герою весельчаку Ходже Насреддину. Возможно здесь снимали фильм о нём.
Во времена средневековья комплекс Ляби-Хауз являлся торговой площадью, на которой совершались сделки, и шла активная торговля.
Первым из строений Ляби-Хауса построено массивное купольное строение (Диван-Беги) с центральным крестообразным залом и худжрами (кельями) в углах. Это место для проживания и медитаций суфиев (верующие люди в исламе). Высокий портал храма украшают башни. Арочная ниша украшена цветными рисунками. На портале восстановлена заново мозаичная надпись.
Уже позднее с другой стороны бассейна построен караван-сарай. Позже он был переоборудован в медресе. Но из-за иного первоначального назначения в нём отсутствует мечеть, учебные классы, дворовые айваны (помещения). Запоминающимся образ медресе — изображение фантастических птиц с ланями в когтях на входной арке. Эти птицы счастья, летящие к солнцу символизируют устремленность к духовному знанию.
Далее переходим по узкой улочке все дальше.
Перед нами везут ароматные свежие хлебы, они как лепёшки округлые. Кстати везде в ресторанах и кафе мы ели именно такой хлеб.
На нашем пути мы встретили самую старую из сохранившихся мечетей Магоки-Аттари. Второе название мечети — мечеть Мох (перс. «Луна»), потому, что до прихода арабов здесь располагались базар Мох и храм Луны. Уровень пола мечети ниже уровня земли снаружи на 4,5 м. Порталы храма украшены резьбой по алебастру, резной терракотой и кладкой из кирпичиков.
Далее гуляем по улочке, и переходим к следующим старинным храмам. Останавливаемся на площади с центральным водоемом. На карте это место обозначено — Гавкушон ховузи. У водоёма стоят старинные топчаны (они похожи на широкие кровати, ограниченные с трёх сторон), старинная тележка на двух колёсах.
Справа от водоёма находится медресе Абдурахмони Алам. Мы прошли на его внутренний двор, здесь ресторан под открытым небом. Арочный проход украшают старинные кувшины разных размеров и ковры.
Здесь можно пообедать, но мы просто смотрим этот двор.
Сегодня погода +31 °C, становится очень жарко. Для нас это непривычно. Купили по пути мороженое, и сели на скамью. Рядом проходят школьники, здесь недалеко школа. Девочки ходят в белых блузках и чёрных юбочках.
Останавливаемся возле мавзолея Саманидов IX-X вв. Его корпус выглядит словно плетёная корзина. Это усыпальница правителей восточной династии. Интересен своей оригинальной архитектурой, снаружи выложен ажурной кладкой из желтого кирпича. Представляет собой куб, увенчанный куполом. Архаичные колонки в углах восьмигранника, цепочка «перлов», верхняя арочная галерея. Арочные входы мавзолея подобны храмам огня, открыты на четыре стороны. Их защищают знаки «магического квадрата», представляющего собой план мавзолея и воплощающего гармоничную модель мира: круг (купол) — небо, квадрат — земля, крылья — символы ангелов, 40 перлов — 40 святых оберегающих человечество.
Перед нами необычной формы строение. По бокам винтовые лесенки, меня заинтересовал внутри стеклянный купол. Здесь музей памяти богослова Имама Аль-Бухари. Экспозиция посвящена жизни и деятельности гениального исследователя хадисов, корифея теологии ислама — Имама Мухаммада ибн Исмаила аль Бухари.
Поднимаемся вправо. Купол из темного стекла, возвышается сразу от пола. Сквозь него вижу Игоря, который ушёл вперёд. Было ощущение, что Игорь сидит внутри этого купола. Обходим вокруг. Если рассматривать этот стеклянный купол, возникают мысли о сложности его создания, он создан 11-12 стеклянных лепестков, которые сужаются к центру, да ещё и по дуге. При малейшей ошибке размера или радиуса дуги, лепестки не совпадут. В сам музей спускаться не стали.