Прогулка по городу


Сегодня погода более прохладная, чем вчера. Утром снова едем в город на такси. На нашем пути встретилась арт-галерея с картинами. Сначала прошли туда. Нам понравились две.

Далее идём через парк по улочке  Ислама Каримова.  Сегодня суббота и на улице масса отдыхающих людей, среди них большинство местных жителей.

Долее свернули  в проулок направо, прошли в тупик и остановились перед мечетью Карабай Аксакал. Она нас заинтересовала тем, что находилась под пластиковым навесом зелёного цвета, отчего всё было зеленоватым. Мечеть  построена примерно в XIX-XX веке. В помещении никого нет, мы  совершенно одни. Сняли обувь и по исламским правилам прошли из айвана (передняя терраса) в саму мечеть. На стенах нет икон. Украшают помещение красивые деревянные колонны с узором, потолок разделён на квадратные фрагменты. На полу постелены мягкие дорожки или ковёр.

Мечеть Биби-Ханым

Далее опять выходим на главную улицу. Впереди перед нами высокий храм. Это соборная мечеть Амира Темура, получившая название Биби-Ханым. Была сооружена в начале XV века как главная мечеть Самарканда. Для подъёма и перевозки грузов  в строительстве мечети использовались  индийские слоны. Перед нами её левая сторона.

Одна из сторон мечети Биби-Ханым.

Вернувшись из похода Амир Темур остался недоволен масштабами стройки. По его приказу высоту портала мечети увеличили до 45 м. Его свод поддерживали мощные пилоны и  минареты высотой до 60 м. На главном  входе в мечеть установили  бронзовые ворота, которые при ударе издавали мелодичный звук. Позже эти ворота были переплавлены  на монеты.

Обширный двор мечети был уложен мраморными плитами. Он вмещал тысячи верующих, приходящих на молитву.  Раньше в центре двора был павильон для ритуальных омовений. Сейчас стоит мраморный постамент для гигантского корана за стеклом.

Старинное фото развалин мечети Биби-Ханым.

По периметру двора  проходила арочно-купольная галерея, опирающаяся на четыреста мраморных колонн. По четырем углам внешней стены находились минареты. Масштабы  сооружения настолько велики, что его кирпичные стены не выдержали своего веса, и уже первые десятилетия мечеть стала разрушаться. От мечети XVI века остались только руины входного портала, трёх купольных зданий и углового минарета.


Мечеть изнутри.

Мы присели на скамье во внутреннем небольшом парке, и прослушали историю этого архитектурного памятника на телефоне аудио-гида. Далее выходим обратно на улицу. На площади от мечети слева собралось много народа. Здесь проходят активные мероприятия. Сейчас  выступали уличные циркачи, которые ловко двигались по верёвке на достаточно большой высоте.

Прямо за этой площадью есть Сиабский базар, мы тоже посетили его, много времени на него не тратим.

Через дорогу от мечети есть парк. Проходим туда, отсюда есть тоже вид на величественную мечеть Биби-Ханым.

Мавзолей Биби-Ханым, находится напротив   соборной мечети в глубине парка. Первой была захоронена мать Биби-Ханым. Здесь же была похоронена сама Сарай Мульк-Ханым.

Императрица — Каньо (Биби-Ханым)

Задаёмся вопросом, кто такая Биби-Ханым, и почему мечеть названа её именем? Биби-Ханым — в переводе означает большая царица или великая императрица. После гибели первого мужа Хусейна  Сарай-мульк Ханым в 29 лет вместе с двумя другими вдовами вышли замуж за Тимура, который благодаря этому браку  получил титул Гураган. Женщина происходила из рода Чингизидов.  Быть зятем рода Чингисхана  в то время было очень статусно и почетно. После брака Тимур назначил Биби-Ханым главной женой. Ей не довелось родить детей от своего второго мужа, но она пользовалась его безоговорочным доверием и имела огромный авторитет при дворе. Сарай-мульк Ханым прожила  64 года. Заметки испанского путешественника Руи Гонсалеса де Ковильо, рассказывающие о путешествии испанского посольства в Самарканд ко двору Тимура в 1403-1406 гг., дошли до нас в двух списках, хранящихся в Национальной мадридской библиотеке. Наиболее близкая, по оценке специалистов, ко времени жизни автора рукопись относится к первой половине XV в.

Так описывает императрицу Р.Г. Ковильо: «Вышла она одетой так — в красном шелковом одеянии, расшитом золотом, широком и длинном, волочившемся по земле и без рукавов и без выреза. Её платье было просторное,  без  подреза у талии, очень широкое внизу; а подол его несли около пятнадцати женщин, поднимая вверх, чтобы она могла идти.

На её лице было столько белил, что оно казалось бумажным. Эти белила накладываются  от солнца, и когда отправляются в путь зимой или летом, все знатные женщины так предохраняют лица. Лицо  было закрыто белой легкой тонкой тканью, а на голове, как бы шлем из красной материи, и  ткань слегка ниспадала на плечи. А этот шлем очень высок, и на нём было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, ниспадавшее на плечи, было расшито золотом, а поверх всего был очень красивый золотой венок со множеством драгоценных камней и крупного жемчуга.

Самый верх венчало сооружение из трех рубинов, величиной около двух пальцев, ярких и чрезвычайно красивых, с сильным блеском. Верх всего украшал большой султан, высотой в локоть, и от него перья ниспадали вниз, и некоторые — до лица и  до глаз. Эти перья были связаны вместе золотой бечевкой, на конце которой была белая кисточка из птичьих перьев с камнями и жемчугом; и когда она шла, этот султан развевался в разные стороны.

Очень черные волосы, были распущены по плечам.  Шлем поддерживало руками много знатных женщин, а шло всего с нею более трехсот. Над нею несли навес, который держал за палку один человек. А был он сделан из белой шелковой ткани, точно верх круглого шатра, и натянут на деревянный обруч. И этот навес несли над ней, чтобы не мешало солнце.

Впереди жены сеньора и знатных женщин, бывших с ней, шло много евнухов. Так она подошла к тому павильону, где находился сеньор, и села на возвышении рядом с ним, а перед ней лежало несколько подстилок, положенных одна на другую. Все знатные женщины, что сопровождали её, сели за павильоном. А там, где она села, три знатные женщины поддерживали руками её шлем, чтобы он не свалился в какую-либо сторону».