Деревянные крепости  и первые церкви  Слободского

Годы основания города Слободского — далёкие времена, когда Вятка-река была широкой и полноводной и изобиловала рыбой, а окружавшие её густые леса были полны зверья.  По берегам реки жили финно-угорские племена: удмурты, чудь, черемисы. Предание говорит о Новгородской дружине, которая, ища место для поселения, направилась из Устюга на восток, дошла до реки Летки и спустилась по ней на плотах до самого устья, где на правом берегу Вятки построила город Шестаков.


Часть предприимчивых людей жителей Шестакова отплыла по течению на 20 вёрст и основала здесь селение, названное Слободою. Первое упоминание о городе относится к 1505 году. Необходимость в защите от внешних врагов требовала строительства хорошо укреплённых поселений.

Острог - Слободской

Наиболее древней формой деревянной крепости была ограда из вертикально врытых и заострённых кверху брёвен. Такие стены завершали укрепления, состоявшие из вала и рва с водой. Появление огнестрельного оружия в конце 14 века, и особенно артиллерии, вызвало необходимость изменения конструкции крепостей. Стены их стали набираться из поставленных впритык срубов — «городен», заполняемых землёй и камнями, а в дальнейшем перешли к устройству стен «тарасами», при котором две продольно рубленные стены соединялись с определённым шагом поперечными стенами. Образующие клети заполнялись землёй и камнями. По верху стен шёл боевой ход. Многовековый опыт строительства крепостей передавался из поколение в поколение. Такой конструкции была и слободская крепость. Деревянные строения не дошли до наших дней, но часть древнего вала сохранилась — его можно увидеть в центральной части города рядом с берегом реки.

Важными элементами крепости были боевые башни — «вежи». Сугубо утилитарные и суровые сооружения были отмечены тонким вкусом и органическим чувством пропорций. При выборе места для города или селения учитывались важные особенности, как удобство сообщений, ориентация по солнцу, защита от господствующих ветров, уровень паводковых вод, неприступность в случае осады. Наряду с этим особое внимание уделялось красоте выбранного места. Место выбранное для постройки Слободской крепости его основателями, отвечало всем необходимым требованиям. Высокий крутой берег Вятки защищал от паводковых вод и нападения врагов. Северной границей крепости служил крутой овраг. С юга-запада был вырыт ров, насыпан земляной вал.

Древняя крепость - Слободской

Кремль окружала крепостная стена. Крепость имена неправильную форму в плане, стена подчиняясь рисунку рельефа, тянулась на 275 сажен и состояла из 200 голоден — впритык поставленных срубов и сторожевых башен-веж. Ворота открывались на главные тракты. Рядом с кремлём располагался посад — место проживания большинства горожан. Главная посадская улица тянулась на север от Кремля вдоль Вятки. Современная улица Володарского примерно повторяет её направление.

План города15 века -Слободской

Главная посадская улица тянулась на север от Кремля вдоль Вятки. Современная улица Володарского примерно повторяет её направление. По описи, составленной в 1629 году, посад имел 8 деревянных церквей, 26 дворов церковнослужителей, избу съезжую, избу таможенную, около посада были тюрьма и острог. Вот таким мог быть древний городище Слободской. (фото из интернета)

Древний город

(планировка Слободской крепости в 16 веке). Сначала это были деревянные небольшие церкви, которые затем перестраивались в камне. (фото из интернета)

Планировка Слободского в 16 веке


Деревянная церковь

Христианские храмы на русском севере богатом лесами строились в дереве. В центрах приходов и на погостах ставились церкви, и почти в каждой деревне — своя часовня. За несколько веков деревянное зодчество выработало несколько типов храмов.

Древнейшим типом деревянной церкви являлась клетская церковь — от слова «клеть», что означает жилую ячейку русского рубленного дома. Эти церкви напоминали жилой дом, строились они проще, потому были доступны для маленьких деревень. (фото из интернета)

Деревянная церковь

В деревню приходил плотник, не учёный архитектор, не столичный каменных дел мастер, а самый обыкновенный Русский мужик, один из тех крестьян, кого кормила не скудная пашня сурового северного края, сколько безграничные леса да острый топор в умелых руках. Плотника позвала деревенская община, позвали строить часовню. Всем миром заготовляли брёвна, да не лишь бы какие, а рубили прямую как стрела, звонкую смолистую, не суковатую сосну. Каждое дерево выбирали отдельно, как говорили деды, «с молитвою», без сучка и задоринки, и без единого порока. Свезли лес на облюбованное место, но за работу приниматься не спешили. Чтобы строить церковь или часовню, мастер должен был очиститься от скверны: не пил, не ел скоромного — постился, потом мылся в бане, обряжался в чистую рубаху и молился Богу. Под четыре угла будущего сруба мастер положил крупные и плоские валуны — вот ему фундамент. Связан самый первый, самый нижний «оклад». После этого по древнему обычаю суём выставлял угощение с «молебном пивом», а уж поутру — за работу. (фото из интернета)

Деревянная церковь

Рубил плотник обычную квадратную избушку — клеть: три метра на три, куда входят четыре — пять человек. С запада пристроил сени из тёса, и если это была церковь, а не часовня, то с востока алтарный прируб. Каждую клеть перекрыл двускатной крышей. Прямо на конёк средней, самой высокой части строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом. Затем прорубал с юга «красное» оконце, а с остальных сторон «волоковые», задвигающиеся деревянными ставнями. Наконец мастер затянул окошки слюдой или бычьим пузырём, едва пропускающим тусклый свет, поставил простой двухъярусный иконостас, и часовня готова. (фото деревянной церкви из интернета)

Деревянная церковь

Но деревянные строения не могли быть долговременными. В храмах 15 — 16 веков кровли нередко завершались главой. Для кровли употреблялся тёс, настеленный внахлёст. Концы тёса на кровлях были также вырезаны. Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень. Огромное число русских храмов больших и маленьких погибли безвозвратно. Считается, что именно тесовая обшивка нанесла значительный урон сохранности памятников. Между обшивкой и срубом возникла крайне воздушная прослойка, насыщенная водяными парами и продуктами гниения дерева. Могучие срубы, рассчитанные на века, стали гнить на корню. К этой беде прибавилась ещё одна. Гвозди и жесть, покрывающая купола и кровли — ржавели, обшивка под ними ветшала: дождевые капли попалась внутрь, разрушая кровельные конструкции.

Далее: Первые церкви города Слободского (2 часть)