Деревянные крепости и первые церкви Слободского
Годы основания города Слободского — далёкие времена, когда Вятка-река была широкой и полноводной и изобиловала рыбой, а окружавшие её густые леса были полны зверья. По берегам реки жили финно-угорские племена: удмурты, чудь, черемисы. Предание говорит о Новгородской дружине, которая, ища место для поселения, направилась из Устюга на восток, дошла до реки Летки и спустилась по ней на плотах до самого устья, где на правом берегу Вятки построила город Шестаков.
Часть предприимчивых людей жителей Шестакова отплыла по течению на 20 вёрст и основала здесь селение, названное Слободою. Первое упоминание о городе относится к 1505 году. Необходимость в защите от внешних врагов требовала строительства хорошо укреплённых поселений.
Наиболее древней формой деревянной крепости была ограда из вертикально врытых и заострённых кверху брёвен. Такие стены завершали укрепления, состоявшие из вала и рва с водой. Появление огнестрельного оружия в конце 14 века, и особенно артиллерии, вызвало необходимость изменения конструкции крепостей. Стены их стали набираться из поставленных впритык срубов — «городен», заполняемых землёй и камнями, а в дальнейшем перешли к устройству стен «тарасами», при котором две продольно рубленные стены соединялись с определённым шагом поперечными стенами. Образующие клети заполнялись землёй и камнями. По верху стен шёл боевой ход. Многовековый опыт строительства крепостей передавался из поколение в поколение. Такой конструкции была и слободская крепость. Деревянные строения не дошли до наших дней, но часть древнего вала сохранилась — его можно увидеть в центральной части города рядом с берегом реки.
Важными элементами крепости были боевые башни — «вежи». Сугубо утилитарные и суровые сооружения были отмечены тонким вкусом и органическим чувством пропорций. При выборе места для города или селения учитывались важные особенности, как удобство сообщений, ориентация по солнцу, защита от господствующих ветров, уровень паводковых вод, неприступность в случае осады. Наряду с этим особое внимание уделялось красоте выбранного места. Место выбранное для постройки Слободской крепости его основателями, отвечало всем необходимым требованиям. Высокий крутой берег Вятки защищал от паводковых вод и нападения врагов. Северной границей крепости служил крутой овраг. С юга-запада был вырыт ров, насыпан земляной вал.
Кремль окружала крепостная стена. Крепость имена неправильную форму в плане, стена подчиняясь рисунку рельефа, тянулась на 275 сажен и состояла из 200 голоден — впритык поставленных срубов и сторожевых башен-веж. Ворота открывались на главные тракты. Рядом с кремлём располагался посад — место проживания большинства горожан. Главная посадская улица тянулась на север от Кремля вдоль Вятки. Современная улица Володарского примерно повторяет её направление.
Главная посадская улица тянулась на север от Кремля вдоль Вятки. Современная улица Володарского примерно повторяет её направление. По описи, составленной в 1629 году, посад имел 8 деревянных церквей, 26 дворов церковнослужителей, избу съезжую, избу таможенную, около посада были тюрьма и острог. Вот таким мог быть древний городище Слободской. (фото из интернета)
(планировка Слободской крепости в 16 веке). Сначала это были деревянные небольшие церкви, которые затем перестраивались в камне. (фото из интернета)
Христианские храмы на русском севере богатом лесами строились в дереве. В центрах приходов и на погостах ставились церкви, и почти в каждой деревне — своя часовня. За несколько веков деревянное зодчество выработало несколько типов храмов.
Древнейшим типом деревянной церкви являлась клетская церковь — от слова «клеть», что означает жилую ячейку русского рубленного дома. Эти церкви напоминали жилой дом, строились они проще, потому были доступны для маленьких деревень. (фото из интернета)
В деревню приходил плотник, не учёный архитектор, не столичный каменных дел мастер, а самый обыкновенный Русский мужик, один из тех крестьян, кого кормила не скудная пашня сурового северного края, сколько безграничные леса да острый топор в умелых руках. Плотника позвала деревенская община, позвали строить часовню. Всем миром заготовляли брёвна, да не лишь бы какие, а рубили прямую как стрела, звонкую смолистую, не суковатую сосну. Каждое дерево выбирали отдельно, как говорили деды, «с молитвою», без сучка и задоринки, и без единого порока. Свезли лес на облюбованное место, но за работу приниматься не спешили. Чтобы строить церковь или часовню, мастер должен был очиститься от скверны: не пил, не ел скоромного — постился, потом мылся в бане, обряжался в чистую рубаху и молился Богу. Под четыре угла будущего сруба мастер положил крупные и плоские валуны — вот ему фундамент. Связан самый первый, самый нижний «оклад». После этого по древнему обычаю суём выставлял угощение с «молебном пивом», а уж поутру — за работу. (фото из интернета)
Рубил плотник обычную квадратную избушку — клеть: три метра на три, куда входят четыре — пять человек. С запада пристроил сени из тёса, и если это была церковь, а не часовня, то с востока алтарный прируб. Каждую клеть перекрыл двускатной крышей. Прямо на конёк средней, самой высокой части строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом. Затем прорубал с юга «красное» оконце, а с остальных сторон «волоковые», задвигающиеся деревянными ставнями. Наконец мастер затянул окошки слюдой или бычьим пузырём, едва пропускающим тусклый свет, поставил простой двухъярусный иконостас, и часовня готова. (фото деревянной церкви из интернета)
Но деревянные строения не могли быть долговременными. В храмах 15 — 16 веков кровли нередко завершались главой. Для кровли употреблялся тёс, настеленный внахлёст. Концы тёса на кровлях были также вырезаны. Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень. Огромное число русских храмов больших и маленьких погибли безвозвратно. Считается, что именно тесовая обшивка нанесла значительный урон сохранности памятников. Между обшивкой и срубом возникла крайне воздушная прослойка, насыщенная водяными парами и продуктами гниения дерева. Могучие срубы, рассчитанные на века, стали гнить на корню. К этой беде прибавилась ещё одна. Гвозди и жесть, покрывающая купола и кровли — ржавели, обшивка под ними ветшала: дождевые капли попалась внутрь, разрушая кровельные конструкции.
Далее: Первые церкви города Слободского (2 часть)