Испанские посланники
Каждый день им предоставляли свежих царских лошадей для быстрой езды, так как по приказу великого сеньора были устроены стоянки лошадей через каждый день пути, в одном месте — сто, в другом — двести, и так были обеспечены дороги в его земле вплоть до самого Самарканте (Самарканд). Если сеньор кого-то посылал в какое-либо место или кто-нибудь ехал к нему, должны были пользоваться этими лошадьми и скакать как можно скорее и день и ночь. Эти лошади держались наготове в местах и землях как безлюдных, так и населенных; а в тех местах, где не было поселений, сеньор приказал строить большие дома наподобие постоялых дворов, чтобы жители ближайших городов и местностей доставляли туда лошадей и съестное. А к этим лошадям были приставлены люди, которые присматривали и ухаживали за ними, а называются они анчо (ямчин).
Некоторые безумцы проходят за сутки; они скачут беспрерывно, пока лошади в состоянии их нести, и преодолевают не только то расстояние, которое назначил сеньор, но делают по пятнадцать и даже двадцать этих больших лиг в сутки и нисколько не жалеют, когда загоняют лошадей. А когда лошадь готова пасть, режут ее и продают, если находятся в том месте, где есть люди. Но несмотря на это, по дорогам встречается много павших лошадей, таких, что гибнут от непосильной езды.
Великий сеньор устроил так, чтобы в его империи и в земле Самаркантской лиги (мера длины) были такой величины, чтобы из двух прежних получалась одна, и через каждую такую лигу он поставил сторожевые вышки и приказал, чтобы его чакатаи или люди проходили в день двенадцать, или по крайней мере десять таких лиг. Эти лиги называются молами, потому что эти вышки, поставленные через каждую лигу, и эти меры, установленные царем, появились в земле, называемой Могалия (Моголистан).
Когда посланники приезжали в какой-либо город или место, то первое, что делали кавалеры, что их сопровождали, — требовали арраисов (раисов), что у них означает старшин. И на улице хватали первого встречного — а они обычно носят на голове покрывала, — срывали с него покрывало, обматывали вокруг шеи и, сидя на конях, тащили его за собой, нанося удары палками и кнутами, чтобы он указал дом арраиса. А люди, видевшие это и признавшие в них царских слуг, догадываясь, что они явились с каким-нибудь царским поручением, разбегались, как будто дьявол гнался за ними. А те, что сидели в лавках и продавали свои товары, срочно закрывали их и также пускались бежать и запирались в своих домах. Так поступают они не только когда едут посланники, но и когда кто-нибудь едет по царскому указу, так как они говорят, что для исполнения приказа сеньора должно убивать и карать любого. И не находится таких, кто бы возражал, а, напротив, все хранят молчание на любые выходки того, кто едет с приказом сеньора, и даже старшины его войска. Поэтому удивительно, как боятся сеньора и его слуг во всей этой земле.
Поклажу и лошадей днем и ночью, стерегли, а если что-либо пропадало, то местные власти там, где они останавливались, должны были заплатить за пропажу. Если же там, где они останавливались или куда приезжали в любое время суток, местные жители не приносили тотчас всего необходимого, то им давали столько ударов палками или кнутами, что нельзя не удивляться.
Великий сеньор устроил так, чтобы в его империи и в земле Самаркантской лиги (мера длины) были такой величины, чтобы из двух прежних получалась одна, и через каждую такую лигу он поставил сторожевые вышки и приказал, чтобы его чакатаи или люди проходили в день двенадцать, или по крайней мере десять таких лиг. Эти лиги называются молами, потому что эти вышки, поставленные через каждую лигу, и эти меры, установленные царем, появились в земле, называемой Могалия (Моголистан).
Когда посланники приезжали в какой-либо город или место, то первое, что делали кавалеры, что их сопровождали, — требовали арраисов (раисов), что у них означает старшин. И на улице хватали первого встречного — а они обычно носят на голове покрывала, — срывали с него покрывало, обматывали вокруг шеи и, сидя на конях, тащили его за собой, нанося удары палками и кнутами, чтобы он указал дом арраиса. А люди, видевшие это и признавшие в них царских слуг, догадываясь, что они явились с каким-нибудь царским поручением, разбегались, как будто дьявол гнался за ними. А те, что сидели в лавках и продавали свои товары, срочно закрывали их и также пускались бежать и запирались в своих домах. Так поступают они не только когда едут посланники, но и когда кто-нибудь едет по царскому указу, так как они говорят, что для исполнения приказа сеньора должно убивать и карать любого. И не находится таких, кто бы возражал, а, напротив, все хранят молчание на любые выходки того, кто едет с приказом сеньора, и даже старшины его войска. Поэтому удивительно, как боятся сеньора и его слуг во всей этой земле.
Когда посланники остановились на постоялом дворе, им предоставили хорошее помещение и туда пришли городские старшины и приказали принести много еды и плодов и дыни, очень большие и вкусные, а также приказали подать много вина. А после угощения им подарили платье из камки во исполнение приказа сеньора, чтобы по приезде в любой город посланникам выдавали одежду или коня.
Местное население — Чакатаи
Люди, что живут в шатрах и прочих домах, не имеют ничего, кроме этих шатров; и зимой и летом они ходят по полям. Летом они идут в те места, где есть вода, и сеют свои хлеба, хлопок, дыни, которые, думаю, самые лучшие и самые обильные во всем мире. Кроме того, они сеют много проса, которое в вареном виде едят с кислым молоком; а зимой уходят в теплые края. И сеньор (Тимур) также со всем своим войском ходит по полям летом и зимой. А так как они чувствуют себя в безопасности, не ходят все вместе, а так, что сеньор со своими кавалерами и приближенными, женами и слугами едут в одну сторону, а другие — в иные места. Так они проводят всю жизнь. А скота у них много: баранов, верблюдов и лошадей; коров мало. Когда сеньор призывает этих людей в войско, они тотчас идут со всем своим имуществом, со стадами, женами, детьми и содержат и войско, и местность, куда приходят, снабжая всех баранами, верблюдами и лошадьми. С этими людьми сеньор совершил великие дела и выиграл много сражений. Они народ трудолюбивый и хорошие наездники, стрелки из лука и храбрые воины. Если есть обильная еда, они едят, а если нет, то обходятся без хлеба, только молоком и мясом; и очень привычны к мясу, но могут жить и без него. Холод, зной, голод и жажду они переносят легче, чем какой-либо другой народ в мире. Когда у них есть мясо, едят его много, а когда нет — довольствуются водой, вскипяченной с кислым молоком, которого у них достаточно. Это кушанье они делают так: берут большой котел с водой и, когда вода закипит, берут куски кислого молока, подобного сыру, кладут в кринку, разводят горячей водой и выливают в котел; а это молоко так кисло, как уксус. Потом они делают из муки очень тонкие лепешки, режут их мелко и бросают в котел. Когда немного прокипит, снимают с огня. Одной кринкой этого варева, без хлеба и мяса, они вполне обходятся. Вообще это такое кушанье, которое они едят ежедневно, больше, чем что-либо другое. У них нет дров, и они сжигают помет от своего скота.
Чакатаи пользуются особыми льготами от царя: они могут ходить со своими стадами везде, где хотят, пасти их и сеять и жить, где вздумается, как летом, так и зимой. Они свободны и не платят подати сеньору (государю), так как служат ему на войне, когда их позовет. И не думайте, что они где-нибудь оставляют своих жен, детей и стада, — все, что у них есть, они берут с собой, когда идут на войну или переходят с места на место. А те женщины, у которых малые дети, во время переездов везут их в маленьких люльках перед собой на лошадях, и повязаны эти колыбельки широкими лентами, которые они набрасывают на себя; и так ездят со своими детьми. Ездят и скачут на лошадях с детьми так же легко, как и без них. Бедные люди везут своих детей и шатры на верблюдах, а это очень неудобно для младенцев, так как верблюды ходят очень нескладно.