Сегодня нам нужно по билету Эфеса досмотреть остальные достопримечательности. Останавливаемся на краю города Сельчук. Первое, что должны увидеть, это единственную колонну храма Артемиды. Туристов здесь мало. Перед нами огромное пространство долины, где остались только развалины некогда величественного храма, которому около 2500 лет.
АРТЕМИСИЙ (ХРАМ АРТЕМИДЫ)
Античные историки называли его седьмым чудом света. Храм был заложен на юго-западе холма Аясулук. На месте храма сохранились фрагменты мраморных плит и колонн. Археологами были обнаружены следы ещё четырёх античных храмов 8 столетия до н.э. Храм Артемиды был размерами 55 х 110 м.
Храм пережил несколько жизненных циклов. Самая ранняя версия храма датируется ещё бронзовым веком. Александрийский учёный и поэт Каллимах в своём «Гимне Артемиде» приписывал его сооружение амазонкам. В VII веке до н. э. этот храм был разрушен наводнением. которое насыпало над первоначальным глиняным полом слой песка и обломков толщиной более полуметра. Среди обломков были найдены фрагменты барельефа с изображением грифонов и Древа жизни. В период между VIII и VI веками до н. э. было засыпано 2-метровым слоем иловых отложений, а с VI по IV века до н. э. — новым слоем в 2,4 метра.
Артемисион был самым важным святилищем Эфеса. Самые старые находки, найденные на данный момент в этом месте, представляют собой фрагменты микенской керамики 14–13 веков до н. эры.
В центре святилища примерно в 680/650 г. до н.э. был возведен храм, окруженный колоннами и ориентированный на запад, как самый древний узнаваемый архитектурный элемент. Храм, имея еще очень небольшие размеры — 13,5 х 8,5 м, имел каменные стены и деревянные колонны 4 х 8 на каменных основаниях. Внутри, на шести колоннах, прямоугольный балдахин, вероятно, помещал деревянную культовую фигуру.

Примерно в 570 г. до н. э. началось строительство первого массивного периферийного храма с двойными колоннадами. Он был построен из мрамора. Его ширина составляла чуть менее 60 м, длина – более 100 м. Вероятно, в нем было 106 колонн, многие из которых были украшены рельефами. Их финансировал лидийский царь Крез (отсюда и название «Храм Креза»). Периферийные колонны имели 13 метров в высоту, и стояли в два ряда, формируя широкий церемониальный проход вокруг целлы, где находилась статуя Артемиды. Тридцать шесть из этих колонн, по словам Плиния, были украшены резными барельефами. Скульптор Эндоиос создал новую статую богини из эбонита или почерневшего виноградного дерева и, чтобы разместить её к востоку от алтаря под открытым небом.
Стены храма окружали открытый двор, внутри которого стояло небольшое храмообразное сооружение для культового деятеля. Крыша с фигурно украшенным фризом существовала только над галереями с колоннами. Здание размером 33 х 16 м, ориентированное под прямым углом к храму Креза перед его западным фасадом, вероятно, служило алтарем.
Храм стал важной достопримечательностью Эфеса, которую посещали купцы, путешественники и правители государств, многие из которых приносили Артемиде подношения в виде ювелирных украшений и различных товаров.
По преданию, архаический храм пал жертвой пожара в 356 г. до н.э. установлен неким Геростратом в ночь, когда в Пеле, столице Древней Македонии, родился будущий Александр Великий. Позднее он счёл необходимым восстановить храм и выделил средства на постройку нового «чуда света». Работы начались в 323 г. до н. э. и продолжались многие годы, к началу III века до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Новостройка повторяла все основные элементы своей предшественницы, за исключением фигурно оформленного бордюра крыши. Вероятно, в нем было 127 колонн. Высота 18,40 м. возвышался над высоким ступенчатым сооружением (2,7 м. над прежним уровнем). Внутри лестница вела на уровень бывшего двора. Алтарь этого храма находился на западной границе раскопок и представлял собой мощеный двор с П-образным обрамлением.
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса. Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний, а служил одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.
Третий храм существовал на протяжении шести веков. В 263 г. н.э. храм вновь полыхал от вражеских набегов Готских племён. Храм был отремонтирован, поскольку ряд источников отмечает, что храм использовался для богослужения в период расцвета христианства и был закрыт в результате преследований язычников в конце существования Римской империи. История храма между 268 годом и моментом его закрытия практически неизвестна, как и точная дата его закрытия.
Уже в наше время архитектурный макет храма был создан в 1973 году из фрагментов различных колонн. Он стоит на первоначально сохранившейся колонной основе храма позднего классицизма; под этим находится основание храма Креза. Первоначальные колонны были примерно на 4 м. выше реконструированных.
Храма сейчас нет, но жизнь продолжается. На древних развалинах щенки, которых туристы подкармливают.