Как всё начиналось?
В густонаселённом квартале на ул. Красина, 49 находится школа №32. Она начала свою работу в январе 1943 г. Директором в то время на период 1943-1948 гг. была Валентина Андреевна Цветкова. Она была умелым организатором педагогического процесса. Обстановка заставляла привлекать детей к самым разным работам: собирать металлолом, помогать в подсобном хозяйстве, а старшеклассники выезжали даже на лесозаготовки. Школа тогда размещалась в одноэтажном деревянном бараке с печным отоплением. В последующие годы директора А.В. Цветкову сменила — Ашихмина М.В. (1948-1952 гг.)
Основную массу учащихся составляли ленинградские дети. Вместе с ними учились, конечно и местные дети. Школьники активно проявляли себя в общественной деятельности. В 1944 г. во всесоюзном соревновании они заняли первое место в стране по сбору металлолома, и им была выписана премия 15 тыс. руб, две трети из которых были переданы на строительство боевого самолёта, а остальное — на покупку книг для библиотеки. Школьники осуществляли шефство над госпиталем, выступали с концертами, нередко обменивали свой хлеб на махорку для раненых. Несмотря на тяготы военного времени, дети увлекались кружковой деятельностью…
Первый учительский коллектив школы составил: М.Е. Мироныч (география), М.П. Лютов, А.И. Фалалеева, Н.И. Пономарёва, и др. В годы войны школы не только не закрывались, работая в стеснённых условиях, в три и даже в четыре смены, но и открывались новые. С точки зрения сегодняшнего дня, это кажется почти невероятным.
Вторым помещением школы стало двухэтажное общежитие завода «Сельмаш» на улице Попова с большими светлыми классами. Но и оно было тесным: один класс и библиотека размещались в соседнем жилом доме, в двухкомнатной квартире. Затем школе был передан двухэтажный дом по улице Короленко, в котором позднее размещалась ШРМ № 8. Наконец с 1955 г. школа разместилась уже в 4-х этажном здании по адресу: г. Киров, улица Красина, 49. Ещё через шесть лет здание школы расширилось за счёт пристроя. В то время ещё не было современного района: не было кварталов современной застройки, но было построено здание школы. Не было кинотеатра «Дружба», поэтому директор школы (1952-1958) Г.Н. Разумовский поставил в здании школы киноустановку и школьники имели возможность смотреть кинофильмы…
Поскольку ДК «Космос» тогда ещё не было, школа являлась центром культурно-массовой, просветительской работы. А вести экскурсии по музею боевой славы было доверено лучшим ученикам».
Разумовский Григорий Николаевич (1902–1989). Родился в семье потомственного педагога. Разумовский Григорий Николаевич (1902-1989) работал учителем истории, завучем школы № 17 г. Кирова, в дальнейшем директором школы №32 г. Кирова. В 1952 г. окончил физико-математический факультет Кировского педагогического института. С 1952 по 1965 г. работал в Татауровской средней школе Нолинского р-на Кировской области учителем физики. Опыт молодого учителя физики по организации и развитию технического творчества учащихся был представлен на ВДНХ СССР и был отмечен наградами.
Его сын, Разумовский Василий Григорьевич (родился 1 февраля 1930 г.) – выпускник 32-й школы 1947 г., доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования.
Средняя школа № 32 — одна из лучших в городе — является базой для пополнения рабочих кадров. Она тесно связана с заводом «Сельмаш». У многих выпускников не было вопроса: «Куда пойти после окончания школы?» Было ясно — на завод. Он рядом, здесь работают родители, родные, знакомые. В каникулы на завод приходили уже работать по настоящему. Многие, кто уходил на учёбу в технические средние или высшие заведения, также возвращались на завод.
В разные годы школа славилась своим отрядом юных пожарников, регулярно проводимыми слётами ветеранов Великой отечественной войны, краеведческо-поисковой и туристической деятельностью…
Гордость школы — её выпускники. Среди них вице-президент Академии педагогических наук СССР — Разумовский Г.В., президент Вятской торгово-промышленной палаты Н.М. Липатников, и др. История школы хранит имена многих учителей, энтузиастов, которые не замыкались в узкие рамки учебной программы, а старались приобщить детей к премудростям жизни, расширить их кругозор.
Примечательной чертой школы стал созданный в 1972-1973 году учебный цех. По соглашению с заводом «Сельмаш» школьники изготавливали в этот период детали к фрезерному станку, спец-винты к ковочным машинам, втулки и многое др. Цех занимал площадь свыше 400 кв. м., здесь были размещены токарный и заготовительно-заточный участки, тематические стенды. Счёт изготовленных деталей шёл на сотни тысяч.
В школе работали замечательные учителя-методисты, которые свои знания и умение отдавали благородному делу воспитания и обучения детей. Среди них заслуженные учителя: школы РСФСР Н.Г. Луценко, В.В. Преснецова, З.И. Юдинских и др.
(1967–1976) Луценко Надежда Георгиевна (06 марта 1921 – 2010). Родилась в деревне Озерки (ныне Кошкинский район Самарской области). В г. Кирове жила с 1946 г. Учитель истории. Была директором Кировских средних школ № 16 и 32. Отличник народного просвещения (1962). Заслуженный учитель школы РСФСР (1972). Надежда Георгиевна организовала в 32-й школе краеведческую и поисковую работу, стояла у истоков создания музея боевой славы.
Разумную организацию учебно-воспитательного процесса продолжили директора: А.М. Швецов (1958-1960), А.Н. Марьин (1961-1962), Б.Н. Помаскин (1962-1967), Н.Г. Луценко (1967-1976), А.Н. Булычёва (1976-1987), А.Н. Сосонкина (1987-2006), В.А. Шуремов с 2006 г.
Учительница географии Мария Евгеньевна Мироныч организовала краеведческий кружок. Учащиеся ходили в походы по родному краю, изучая историю, культуру и обычаи вятской земли, побывали в Нижнем Тагиле, Перми, Кунгуре.
(1976–1986) Булычева Ариадна Николаевна. Неплохой оказался выпуск 1986 года очень хорошей на тот момент школы Кирова. В этом выпуске как минимум 3 кандидата наук, 2 директора школ, декан, зам. начальника таможни, директора коммерческих компаний и фирм Кирова, Казани, Москвы, адвокаты, ОБЭПовцы, парикмахеры, учителя, журналисты и просто хорошие люди.
Конечно, в школе были и неприятности, но как они милы и безвинны, особенно по истечении большого времени. Например в те годы девочкам не разрешали красить волосы, завивать в локоны, не говоря о подкрашивании глаз и губ. В школу нужно было приходить только с заплетёнными косичками, никаких хвостов, ленточки для волос черного или коричневого цвета. Учителя внимательно смотрели за моральным обликом школьниц, и кого-нибудь могли отправить домой, или смывать кудри. Сейчас это кажется смешным и наивным. Но тогда…
Не обходят школу и трудности, порождаемые нестабильной обстановкой в стране, области, городе. Есть сложности с обеспечением питания, учебными пособиями, одеждой и обувью как руководителям школы, так и родителям (1990 гг.) Расслоение общества на бедных и богатых начинает чувствоваться и порождать конфликтные ситуации в детской среде.
А самое главное, в том, что выпускников уже не приглашают нарасхват в специальные учебные заведения, на предприятия, из-за своих сокращений. Таковы были реалии сложившиеся в народном образовании на первом этапе рыночных реформ. Школа № 32 в этом отношении не являлась исключением.
Кстати 32 школа была в то время действительно очень хорошей школой. В ней учились: глава департамента образования, бывший проректор ВГГУ, проректор медакадемии и многие другие известные кировские люди. Но вот из школы ушла директор Булычева Ариадна Николаевна, и школа изменилась. Директор Сосонкина сменила коллектив учителей и школа превратилась почти в коррекционную.
В школе осуществляется дифференциация обучения — важнейший принцип интенсификация учебно-воспитательного процесса. Начали применять обучение с шестилетнего возраста. Создали три класса выравнивания для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в умственном и психическом развитии.
В 1992-1993 г. в школе работали 76 учителей. Пятеро из них награждены значком «Отличник народного просвещения», это Ольга Ивановна Губерман, В.И. (математик — на фото), Лужная и др.
Введён гуманитарный профиль обучения с углублённым изучением истории, литературы, английского языка в 10-11 классах. Увеличено число часов на изучение этих предметов. Введён новый предмет — мировая художественная литература в 9-10 классах. На классных часах проходит изучение этической грамматики.
За последние годы обновилась материально-техническая база школы (1990 гг.) Проведен частичный капитальный ремонт и радиофикация. Благодаря большой помощи завода «Сельмаш» перекрыта шифером крыша школы, установлены калориферы-утеплители при входе, а также металлическое ограждение в раздевалке. Проводится ежегодный декоративный ремонт здания.
В заключение хочется сказать: Спасибо школе и учителям, которые хотели нам ученикам только добра, прививали любовь к разным наукам!