Пафос и его памятники археологии
На протяжении веков город Пафос оставался королевством античного Кипра, последним правителем которого был король Никоклис. С эллинистического периода и до конца римского периода город был столицей Кипра. В 45 г. н. э. после посещения Пафоса святых апостолов Павла и Варнавы, на острове началось распространение христианства. В 4 веке, после сильнейших землетрясений Пафос не смог восстановить былого величия. В 7 веке город пострадал от арабских нашествий.
Морская гавань города использовалась ещё во времена Александра Македонского. У входа в старый порт возвышается Пафосская крепость (23), которая изначально была возведена византийцами для защиты города, а в 13 веке в период правления Лузиньянов, реконструирована и расширена.
В 1570 году венецианцы, правившие на Кипре разрушили крепость, чтобы она не попала в руки турок. В период османского владычества на острове турки вновь отстроили крепость в том виде, что и сегодня. Крепость представляет собой квадратное сооружение с двумя сторожевыми башнями и единственным входом с датой постройки 1592 г.
В нижней части крепости содержали узников, выше — обслуга артиллерийских орудий, а с верхней площадки, куда поднимались по лестницам велись наблюдения или обстрелы. Во время британского правления она использовалась как соляной склад. К сожалению крепость закрыта на реставрацию, мы только обошли его со стороны. Рядом с крепостью на огромных валунах лежит статуя девушки.
Далее решили прогуляться снова по старинной части улиц. Сначала по пути встретилась маленькая церковь Святого Антония.
Если пройти вглубь этой территории перед нами Франкские бани (18). Это хорошо сохранившиеся общественные бани эпохи франкского периода (1192-1489 гг.) Бани разрушены с задней стороны, а с фасада очень похожи на турецкий хамам. Бани когда-то вмещали до тысячи человек.
На округлых крышах отверстия для внутреннего освещения.
По пути к катакомбам Соломонии есть катакомбы Святого Ламбрианоса (3). Это бывшие каменоломни. Они представляют собой несколько огромных залов, на стенах которых кое-где можно увидеть полустертые фрески. В катакомбах находятся подземные гробницы эпохи Птолемеев. Вероятно в первые годы своей аскетической жизни святой Ламбриан жил в катакомбах Като-Пафоса, а затем переехал в пещеру в Эмбе. Позже эти катакомбы стали местом поклонения первых христианских жителей нового Пафоса, до того как были построены первые церкви в начале 4-го века нашей эры.
Спуститься можно по узкой каменной лестнице, которая ведет в небольшой внутренний дворик. Оттуда можно попасть к различным подземным дверям, ведущим в маленькие пещеры. Внутри есть небольшие иконы. Для нас к сожалению эти катакомбы оказались закрыты и ограждены от посетителей. Созерцать можно только сверху.
На следующее утро решили посмотреть то, что не успели в прошлый раз. Сначала посетим самый дальний подземный комплекс. Идём по дорожке ближе к северо-западным воротам. На карте этот пункт под номером (1 и 2).
По пути видим огромные заросли кактусов опунции. На многих листиках нацарапаны надписи, чаще русские «Здесь был Вася, Паша + Маша». Это не смешно. Зачем люди портят кусты, почему живые листья уродуют, где наша культура и любовь к природе! Люди жалейте их. Эти растения дают красивые красные плоды.
А вот и катакомбы — подземный комплекс (2). Возможно здесь и была раннехристианская базилика (1).
Далее идём до маяка, хочется подняться наверх, но поднялись только до первого яруса, вход закрыт, отсюда виды на море, и античный театр. Возвращаемся обратно к выходу археологического парка. По пути видим гигантского роста (2-2,5 м) сорняков или сухой травы.