Музей Рериха в Москве
Музей имени Н. К. Рериха расположен в самом центре Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Содержание Музея составляет бесценное культурное наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем, это в основном великолепные картины. Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н. К. Рериха.
Владение впервые упоминается в 1689 году, когда оно было подарено боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром 1 после свадьбы с дочерью Лопухина. В это же время на участке были построены большие двухэтажные каменные палаты.
После того как в 1718 году Лопухины впали в опалу, дом был изъят и передан полотняной фабрике. Дом поменял за три столетия несколько хозяев. К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного состояния, фундамент главного дома давно просел, в результате чего стены покрыли трещины.
Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился созданный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Благодаря сохранившимся фундаментам в 2006 году было реконструировано двухъярусное белокаменное крыльцо.
Впервые в музей я попала в 2001 году. Красивое здание, недавно покрашенное в жёлтый цвет. Обходим здание вокруг. Необычна его архитектура с внутреннего двора, здание смотрится белокаменным теремом, с парадным крыльцом ведущим на второй этаж, напоминающим вход в средневековые царские палаты. Вход в музей с фасадной стороны. Вокруг основных зданий разбит сад.
Поднимаюсь по деревянным ступеням, покрытыми красными дорожками, которые немного поскрипывают, напоминая о своём возрасте.
Музей расположился на двух этажах. На первом этаже выставочный зал, и небольшая библиотека. Сами экспозиции выставлены на втором этаже.
При входе попадаем в Вводный зал. На стенах символические картины, выполненные в сине-желтых тонах. Необычные фрески перекликаются с идеями космической философии Рерихов. В центре зала мерцает кристалл горного хрусталя, переливающийся разноцветными искрами. Символично это «жертвенник» или «алтарь».
Зал слева посвящён Знамени Мира, где размещены исторические документы из архивов Рериха, и представляют Николая Константиновича как необычную личность, как общественного деятеля, поднявшего над Землей Знамя Мира – Знамя Культуры.
Справа по коридору Петербургский зал, где мы видим фотографии, документы, архивные материалы и художественные работы, освещающие петербургский период жизни семьи Рерихов, которые родились именно в Петербурге: Николай Константинович в семье петербургского нотариуса Константина Федоровича Рериха. Отец принадлежал к древнему скандинавскому роду Рерихов. Его мать Мария Васильевна Калашникова принадлежала к псковскому купеческому роду.
Елена Ивановна родилась в семье известного архитектора И.И.Шапошникова. Её мать Екатерина Васильевна принадлежала знатному роду Голенищевых-Кутузовых. В 1901 г. в церкви Св. Екатерины состоялось венчание Николая Константиновича и Елены Ивановны. В 1902 году в семье родился сын Юрий, а в 1904 — Святослав. Здесь же видим старые фотоснимки, ранние рисунки художника, письма, воспоминания.
Интересен зал Живой Этики, где в центре выставка небольших бюстов знаменитых в истории философов, и людей, которые сделали важный вклад в историю. Напротив входа большая картина — панно с объёмным изображением.
Справа и слева от входа стеклянные витрины с редкими и важными вещами, которые принадлежали Е. Ивановне Рерих. Это книги, её личные вещи, фотографии, а также вещи подаренные ей Учителем.
Зал Центрально-Азиатской экспедиции рассказывает о главном свершении в жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – путешествии в Центральную Азию.
Зал Учителей – один из самых красивых и сокровенных. Центральное место в экспозиции зала занимает картина — триптих Н.К. Рериха «Да здравствует Король» посвящённая одному из великих учителей…
Над картиной размещены три фотографии мудрецов Индии — Великих Учителей человечества. Они смотрят пронизывающим взглядом на нас, какие у них глаза, словно видят насквозь, и проникают в душу.
За стеклянной витриной находятся реликвии, связанные с Учителем: иранская рукопись 16 века, в переводе «Книга царей», письмо на бересте, санскритский текст которого гласит: «Урусвати, в той стране ты построишь Храм». Один из самых загадочных экспонатов — кольцо египетской царицы Нефертити.
Образ Земли Русской возникает на живописных полотнах Н.К. Рериха, представленных в Русском зале.
Зал Святослава Рериха знакомит нас с живописным творчеством Святослава Николаевича – младшего сына Рерихов, выдающегося художника, ученого, мудреца и философа, основателя нашего Музея.
Слева последний зал посвящен старшему сыну Елены Ивановны и Николая Константиновича Юрию Рериху – востоковеду, путешественнику, археологу, искусствоведу, историку и лингвисту.
Приборы используемые в экспедиции по Тибету — фотоаппараты.
Вдумчиво обходим весь музей. Какая здесь благодатная атмосфера, какое спокойствие. Иногда в музее проходят встречи и концерты, и тогда собирается множество людей, любителей творчества Семьи Рерихов.
Выставка современных художников в нижнем зале.
Сад возле музея вечером.