Первые церкви города Слободского

Как выглядели христианские церкви в давнюю эпоху начала строительства Слободского можно понять, глядя на деревянную часовню Архистратига Михаила — памятник архитектуры начала семнадцатого века и построена в 1612 году. Сооружение выполняло функцию надвратной башни и являлось частью восточной оборонительной стены мужского Богоявленского монастыря. Часовня одновременно и уникальное сооружение — одна из самых ранних из сохранившихся деревянных крепостных часовен. По преданию эта часовня была построена самим преподобным Трифоном. Это удивительно,  как могла сохраниться церковь до наших дней. Еще невероятно то, что эту церковь разобрали по бревнам и возили на выставку старинной архитектуры во Францию. Там на выставке эта церковь поразила воображение французов, и они были рады оставить ее у себя. Но церковь была возвращена обратно и поставлена на свое место. (фото из интернета)


Часовня Архистратига Михаила - Слободской

В отличие от самых ранних церквей Михайло-Архангельская часовня имеет восьмискатную крышу. Многовековой строительный опыт плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию так называемой без гвоздевой кровли, все части которой крепились без помощи дорогостоящего железа. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен. В начале 19 столетия Михаило-Архангельская часовня приобрела другой облик. Рубленые стены были зашиты тесом, крыша и глава покрыты жестью. Появились и новые украшения – округлые окошки, металлические решетки. Так эта часовня в 1957 году приобрела такой же вид, какой она была в начале 17 века. (фото из интернета)

Дальше на север за посадом уже в конце 18 века был образован мужской Богоявленский монастырь. Он представлял собой самостоятельную оборонительную систему. Ядром города, его административным центром являлся Кремль. В отличие от западноевропейских замков Русские кремли имели большое общественное значение и были тесно связаны с окружавшими их посадами. Вместимость Кремля рассчитывалась на всё население; в случае нападения вражеских войск горожане укрывались за его стенами, а наиболее состоятельные имели в Кремле свои «осадные дворы». Главенствовал в Кремле собор, он же выполнял роль общественного здания. Начиная с 16 века в России повсеместно появляются тёплые церкви, а с 17 века в отдельные сооружения выделяются и колокольни. Весь комплекс ставился в соответствии с принципами, выработанными народными зодчими. (Планировка города Слободского в 1784 г.)

План 1784

На древней площади Слободского Кремля издревле стояли два храма с общей колокольней. Тёплая Екатерининская церковь и храм Вознесения Господня. (фото из интернета)

Екатерининская ц.

Если первые христианские храмы были сдержанны, ясны по форме, все элементы и детали носили утилитарный характер, внутренняя структура сооружений отражалась и во внешнем виде церкви, то с 17 века в архитектуре наметилась тенденция к нарядности. В 1915 году церковь святой великомученицы Екатерины получила свой нынешний вид. По проекту архитектора Чарушина были перестроены трапезная и боковые приделы.

(фото из интернета — Вознесенский собор и колокольня)

Собор Екатерининиский -Слободской

Иная судьба постигла Вознесенский собор — величественное сооружение на самом берегу Вятки. Он упоминается в самом первом источнике Дозорной книге вятского воеводы князя Фёдора Андреевича Звенигородского 1615 года. В конце 30 годов 20 века Вознесенский собор был снесён, вместе с ним исчезла древняя соборная площадь. (вид с реки. На переднем плане -городская пристань, прямо над ней — Сретенская церковь с колокольней. За оврагом купол Вознесенского собора, на дальнем плане — Никольская церковь).

Вид с реки

В дозорной книге вятского воеводы 1615 года упоминается ещё об одной церкви, которая тоже исчезла в 20 столетии, и которую можно увидеть только на фотографиях начала века. Первоначально она носила имя святых Афанасия и Кирилла, александрийских чудотворцев, и располагалась на посаде, рядом с кремлём. В 1771 году посадская церковь переименована во имя Сретения Господня. На фотографиях запечатлены невысокая белёная колокольня в четыре яруса, сама церковь с луковичной главкой на высоком барабане — центральный купол вместе с барабаном составляли почти половину высоты всего здания, четыре маленьких купола по углам на глухих квадратных в плане барабанах. Сретенская церковь — уютная, не торжественная, настоящая посадская, то есть та, что строилась в основном на скромные пожертвования небогатых людей, и в которую стекался народ со своими радостями и печалями. (фото из интернета — Сретенская церковь)

Сретенская ц.

В 1825 году вышел императорский указ «О правилах на будущее время для строения церквей», которым строжайше запрещалось строительство новых и переделка старых церквей без проектов, утверждённых светской и духовной властью. С тех пор в сфере культовой архитектуры не было создано ни одного подлинно народного произведения деревянного зодчества. Древние храмы и часовни вызывали откровенную неприязнь духовных и гражданских властей. Начался «крестовый поход» против раскольничьей архитектуры, к которой причисляли все древние деревянные церкви. Под предлогом ветхости было уничтожено огромное число старых церквей, часовен и монастырских ансамблей. Одновременно синодом усиленно насаждался новый стиль церковной архитектуры, стиль, представляющий собой эклектическую смесь псевдовизантизма и классицизма. В середине 20 века трудами исследователей-архитекторов были заново открыты многие культовые деревянные строения по всей России. Тогда всемирно известные Преображенский и Покровский соборы приобрели теперешний вид. (город Слободской  — спуск к реке)


Спуск города

Сейчас в Слободском сохранилось немного деревянных построек. А главной причиной гибели являлись частые пожары. Первоначально город не имел ни одного каменного здания. На протяжении многих веков Русской истории дерево оставалось основным материалом.

(фото из интернета — Никольская церковь)

Из дерева выполнялось всё, начиная с оборонительной ограды и кончая мощением улиц. Лишь два отрицательных качества — недолговечность и горючесть, поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемых холодные храмы — более трёхсот лет.

Первое упоминание о Никольской церкви встречается в 1629 году, но к этому времени она имела солидный возраст. С тарифных описаний мы читаем: Николаевская церковь деревянная, венчая, без пения. В 1782 году она была перестроена. Теперь её отмечает характерный Русский декор и характерная окраска. Наличники на окнах напоминают элементы деревянной архитектуры. Объём церкви сложен и отражает внутреннюю планировку: отдельные площади приделов, колокольня включены к общему храму. Архитектура этой церкви напоминает сказочный терем. В 1699 году построен Спасо-Преображенский собор, который дал начало формированию Красной площади, а в 1824 году была пристроена колокольня Спасо-Преображенского собора.

(план города в 1805 г.)Слободской 018

план города 1805 г

В Слободском существовал даже целый ансамбль, сооружения которого были выстроены в основном в псевдорусском стиле. Ансамбль это — женский Христорождественский монастырь. Возраст его более 400 лет. Временем его основания считается первая четверть 17 века, и назывался он спасским в честь Нерукотворного образа Христа спасителя. Ансамль монастыря сложился к началу 20 века. Территория монастыря окружена была оградой. Каждая из сторон ограды имела ворота. Торжественными, парадными считались восточные — святые ворота. (экспозиции бывшего Христорождественского монастыря. Целый мини городок из 14-16 зданий разной формы.)

Слободской 013

Какое красивое и гармоничное расположение зданий. Все продумано до мелочей. Даже предусмотрены внутренние парки и скамьи.

Слободской 022

Слободской 012

Ещё в первой половине 19 века Слободской посетили император Александр I, в 1837 г. будущий император Александр II. уезжая из города, заметил, что находит Слободской хорошим городом, а дороги вятской губернии — лучшими из всех им проследованных.

Далее: Храмы города Слободского