На другое утро мы продолжили самостоятельную экскурсию по городу. Для этого встали очень рано, чтобы не терять времени, и с раннего утра отправились пешком уже по знакомым улочкам.
Первое, что видим это Султановская мечеть. К основному корпусу мечети с северной стороны примыкает круглый минарет на многогранном неправильной формы основании. Идём по ул. Парижской коммуны. Проходим мимо домов с интересными архитектурными формами. Напоминают игрушечные домики. Здесь располагается бизнес центр Легенда.
Клуб Легенда.
Белокаменное старинное здание. Это Галеевская мечеть. Двухэтажная двухзальная мечеть с восьмигранным трёхъярусным минаретом в центре крыши. В Советское время мечеть претерпела множество испытаний, так в 30-е годы был разобран минарет мечети.
Далее снова подходим к улице Баумана. Пока раннее утро, и народу очень мало. Это улица пешеходная.
Протяжённость улицы — всего 2 км, но её территория застроена очень плотно. Здесь множество мелких магазинов, есть музеи и др.
Перед нами — колокольня Богоявленского собора высотой 74 м. В 1901 году, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в третьем ярусе. Справа с золотыми куполами сама Богоявленская церковь — собор.
Опять видим нулевой меридиан, разница, что сегодня возле него свободно, и можно его рассмотреть и прочесть его надписи.
А это что странный арт объект? Он даже неприятен. Кто-кто, это «конь в пальто». Я бы не догадалась. Это фигуре коня-чекиста в длиннополой кожаной куртке.
Вот эти красивые ворота куда больше радуют глаз, здесь присутствует красота.
Обращаем внимание даже на красивые с узорами и символами крышки колодцев.
Александровский пассаж. Здание построено в 1880-83 г. Главный купол фасада украшен часами. Интерьеры здания украшены фигурами людей, изображениями масок лиц, лепными украшениями. В середине центрального здания находится светильник — бронзовая статуя женщины, держащей за руку младенца.
Это очень яркое здание — Петропавловский собор (апостолов Петра и Павла). Собор считается самым красивым храмом в городе. С 1565 года на этом месте находилась небольшая церковь из дерева. В честь юбилея Петра I (50 лет), который посетил в то время город богатый купец решил построить храм в честь этого события. Но допустили ошибку в расчетах, что привело к обрушению свода. Петр I, узнав о данном происшествии, решил прислать мастеров из Москвы, и возможно флорентийских зодчих. Храм стоит на высоком месте. Общая высота собора достигает 52 метров. Его украшает 49-метровая колокольня. Как и другие храмы собор страдал от пожаров. В настоящее время в глаза бросается яркая раскраска собора, его фасады и стены украшает узорная лепнина, которая даже присутствует на крыше, как самостоятельные элементы.
Проломная аптека, ей около 150 лет. Дом на Большой Проломной улице (ныне Баумана) был построен в 30-х годах XIX века. За длительное время здание пережило и революцию, и войны, и несколько реставраций. Долгое время аптека принадлежала семье Бренингов. В 1912-1913 годах Арнольд Иванович сделал грандиозный ремонт здания: устроил над входом в аптеку балкон, сохранив двуглавого орла, украсил лепниной фасад и установил на доме большие часы – для тех времен это было дорогое удовольствие. Последняя реставрация аптеки была в 2012 г. В самой аптеке сохранились стенды с фотографиями и её истории.
Национальный музей Татарстана. Музей открыли в 1895 году как Казанский городской научно-промышленный музей. Идея создать музей на базе Гостиного двора возникла в среде профессоров Казанского университета, который располагал богатыми научными, археологическими и краеведческими коллекциями, которые постоянно пополнялись. В музее множество фондов и коллекций.
Мы прошли в музей чтобы посмотреть экспозиции. Сразу понравилась картина с гордой царицей Сююмрике, которая жила в Казани во времена Ивана Грозного. В самом центре изображена ханша Сююмбике с ее сыном Утямыш-Гиреем. Они одеты в длинные широкополые одежды из дорогой ткани. На головах – высокие шапки. Так одевалась татарская знать XVI века. Вокруг Сююмбике и ее сына – приближенные знатные люди. Утямыш-Гирей – наследник престола в Казанском ханстве. Он получил власть, когда ему было 2 года. Поэтому фактически управляла государством его мать. Сююмбике вошла в историю Казани как справедливая и добрая правительница.
Карета царицы Екатерины II, на которой она приехала в Казань в 1767 г. Покидая город, государыня карету с собой не взяла. Ее корпус выполнен из нескольких пород дерева: дуба, березы, липы и сосны. Двери, возок и часть деталей украшены резными золочеными рельефами. Изнутри стены кареты, как и сиденья, покрыты бархатом, а пол и крыша — кожей. Копия кареты стоит на ул. Баумана.
«Карета Ее Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло еще по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов…»
Старинная касса. В России кассовые аппараты появились только в конце XIX века: новые технологии привнесли прогрессивные европейские торговцы, например, московский магазин «Мюр и Мэрилиз» (ныне ЦУМ). Первая Мировая война осложнила распространение новых технологий в России, а во время революции стало совсем уж не до касс. К 1933 г. основной фонд «кассового хозяйства» состоял из довоенных механических кассовых аппаратов системы «Националь». В небольшом количестве работали более новые Брауншвейгские кассы. В начале 1930 х. гг. на весь СССР приходилось около 15000 кассовых аппаратов, в основном — сильно изношенных.
Бюро-секретер. Бюро вошло в моду в конце XVII — начале XVIII веков из Франции, где впервые был сконструирован ларец, установленный на изящные ножки. Он имел откидывающуюся крышку над столешницей, скрывающую ячейки для мелких предметов и письменных принадлежностей. В отличие от низкого бюро, секретер – высокий шкаф, служивший хранилищем книг. У него была откидывающаяся иди выдвижная полка, служившая рабочим столом. Богато отделанный секретер украшал роскошные интерьеры аристократических домов.
Экипаж-пролётка. В России существовало множество типов конных экипажей, которые к тому же в разных регионах изготавливали по-своему. Также они различались по назначению, конструкции и статусу владельца. Пролетка — небольшой открытый четырехколесный двухместный экипаж. Пролетку перевозила 1 лошадь. Такой экипаж считают прототипом городского такси. Обычно на них работали наемные извозчики. Впереди сидел возница, управляющий лошадью, а сзади на сидении один или двое пассажиров. Благодаря легкому весу и минимуму деталей, пролетка развивала на ровной дороге скорость до 15 км/час, что было очень быстро для того времени. В то же время это довольно шумный транспорт. Экипаж подпрыгивал, гремел или громыхал по мостовой.
Обстановка комнаты XVIII века.
Трамвайные парные стулья.
Трамвай появился в Казани в 1899 году. До этого в городе работала конка — система конно-железных дорог, существовавшая в Казани c 2 октября 1875 года. Казань была единственным городом в Российской империи, где ездили двухэтажные трамваи.
Небольшой самолёт ПО-2.
Казань была крупнейшим центром авиастроения. Представлен самолет ПО-2 выпуска 1945 года, который был передан в музей сразу после окончания войны как образец продукции авиационной промышленности республики. В ночное время отважные летчицы вылетали на По-2 на задания, выходили с приглушенным мотором на позиции противника и сбрасывали смертоносный груз. Немцы прозвали самолет «русфанер» из-за конструкции, «кофемолка» и «швейная машинка» – из-за характерного звука, а летчиц – «ночными ведьмами».
Трактор — «Фордзон-Путиловец»
Времени у нас в обрез, пора уезжать. Поэтому выезжаем за пределы города Казани, и на окраине увидели ещё одну изюминку — красивейший храм всех религий, но о нём отдельная история.