Тамурбек (Тамерлан) — (1403-1406 гг.)
О Тамерлане сложено немало легенд и написано множество книг. Исследователи порой относятся к нему диаметрально противоположно и на протяжении многих веков ведут споры: куда отправить его — в ад или в рай мировой истории? Однако масштаб его личности не укладывается ни в одно из расхожих клише.
Путевые заметки, написаны в форме дневника испанским послом, отправленным во главе ответного посольства в столицу Тимура Самарканд. Это произведение интересно не только как документ, в котором отмечаются глазами европейца факты и события начала XV в. на Востоке, но и как своего рода историческая энциклопедия. Труд Клавихо был создан примерно за полвека до начала испанского книгопечатания. Читая эти записи можно понять события и обычаи того времени на закате жизни Тимура.
Происхождение и история Тимура
В хрониках записано, что в этот день на землю пролился пепельный дождь. Мальчик родился с белыми, как снег, волосами, а в зажатом кулачке была запёкшаяся кровь. В семье это приняли как знак с небес, и отец новорождённого Тарагай объявил, что его сыну суждено стать великим воином. В соответствии со своими представлениями о военном будущем сына он дал ему имя Тимур, что в переводе с монгольского означает «железо».
Тимур Тамерлан родился 9 апреля 1336 года в кишлаке Ходжа-Ильгар, Кеш (ныне — Шахрисабз, Узбекистан). Нередко Шахрисабз называли Кешем. И хотя Тимур родился в этом городе, однако не принадлежал к тому племени, с названием Чакатаи, которые по происхождению были Татары, и пришли в эту землю из Татарии. В прежнее время Татары покорили эту землю и стали над нею властвовать, отсюда они получили название Чакатаи. Город был окружен земляным валом и глубоким рвом, и при входе были подъемные мосты. Земля здесь очень красива летом; равнины были засеяны хлебом, который орошался водой, и покрыты виноградниками, хлопчатником, и множеством плодовых садов.
Отсюда родом был и его отец — бек Тарагай из тюркизированного монгольского племени. Он был знатным человеком из рода татар (Чакатаев), но не был богат. У отца было не больше трех или четырех всадников, и жил он в одном селении около этого города Кеша, так-как знатные люди больше любили жить в поселках и в поле, чем в городах.
Отец Тимура происходил из тюрко-монгольского племени барлас, когда-то поддержавшего Чингисхана и пользовавшегося уважением, но барласы не входили в так называемую золотую семью потомков Чингисхана и не имели права на монгольский престол как в Центральной Монголии, так и в любой другой части империи.
У его сына (Тамурбека) имущества было только столько, чтоб содержать самого себя, да четырёх или пятерых всадников. Говорят, что он с помощью своих четырех или пяти слуг начал отнимать у соседей, один день барана, другой день корову, и когда это ему удавалось, он пировал со своими людьми. Тамурбек был человек храбрый и доброго сердце и делился тем, что у него было, поэтому собрались к нему другие люди, всего триста всадников. Тогда они начали ходить по землям грабить и воровать, выходили на дорогу и грабили проезжих купцов. Об этом дошли вести до Самаркандскаго царя, который владел этой землей, и он приказал найти, и убить Тамурбека.
В городе Шахрисаб было много больших домов и мечетей, особенно одной мечети, построенной позднее Тамурбеком; в ней большая часовня, в которой будет похоронен отец Тамурбека; кроме того еще другая часовня, которую Тамурбек приказал построить для себя. Кроме того в этой мечети был похоронен первый сын Тамурбека, которого звали Янгирь (Джаханхиб). Эта мечеть и часовня очень богаты и великолепно отделаны золотом, лазурью и изразцами, при ней есть большой двор с деревьями и водоёмами. В эту мечеть по приказанию царя каждый день даётся 20 жареных баранов в память душ его отца и сына, которые покоились там.
В книге «Озарение» есть слова Великого Учителя, поясняющие причину хромоты Тимура: «Когда Я предупредил одного знатного наездника научиться соскакивать на скаку с коня, он считал это противным обычаям его страны степной. Но когда бешеный конь занёс его на стремнину берега, пришлось неумело соскочить и остаться хромым».
Однажды Тамурбек ограбил большой караван купцов и взял порядочную добычу. После этого он пошел в одну землю, которая называется землей Систанской, и награбил там баранов, лошадей и всего что попалось, так-как эта земля очень богата стадами; в то время у него было уже около пятисот всадников. Узнав об этом, жители Систана собрались против него. В одну ночь они напали на стадо баранов, и в это время пришли Систанцы, бросились на него и на его людей, многих убили, а его свалили с лошади, ранили его в правую ногу, от чего он остался хромым, также в правую руку, от чего он лишился двух маленьких пальцев, и оставили его, считая мёртвым. Он поднялся как мог, и добрался до палаток каких-то людей, которые кочевали в поле. Оттуда он после ушел, вылечился и снова стал собирать своих людей.
Вскрытие погребения Тимура (1941 г.) и обследование сохранившегося скелета эмира Средней Азии антропологом М. Герасимовым показало, что кости правой руки срослись в локте и были неподвижны, так же как и коленный сустав правой ноги. Специалисты полагают, что Тимур был болен костным туберкулезом; пальцы на руках были все, и только указательный правой руки был изуродован.
Прежнего царя Самаркандскаго не любили его подданные, особенно простой народ и горожане и некоторые знатные люди. Предложили Тамурбеку, чтоб он убил царя и что ему дадут власть, и дело дошло до того, что раз, когда царь ехал в один город недалеко от Самарканда, Тамурбек бросился и напал на него; он убежал в горы и просил одного человека, чтобы тот его укрыл и вылечил, обещая обогатить его за это, и сейчас же дал ему кольцо, которое было у него на руке, и которое стоило очень много. Этот человек, вместо того, чтобы его укрыть, сказал об нем Тамурбеку; а тот сейчас же пришел и убил его. Потом он пошел на город Самарканд, взял его, сделался в нем царём и женился на жене царя. И теперь она считается его главной женой и называется Каньо, т. е. великая царица или великая императрица. После того он покорил царство Хорасанское, воспользовавшись враждой между двумя братьями, владевшими этим царством и привлекши на свою сторону народ. Таким образом он соединил два царства: Самаркандское и Хорасанское; с этого он и начал. Один из тех, которые присоединились к Тамурбеку и помогали ему с тех пор, как только он начал возвышаться, был Чакатай из его рода, и принадлежал к самым доблестным из его сподвижников. Он женил его на своей сестре и сделал его важным вельможей и поставил над многими. У него родился сын, который называется Янса Мирасса и который теперь самый приближенный у царя, владетель обширных земель и многих людей, начальник царского войска, в роде констебля, так что, кроме царя, никто не имеет столько власти над войском как он, и народ и царское войско довольны им.
Согласно восточным хроникам была безграничная любовь к игре в шахматы, которой он увлёкся ещё в детстве и настоящим мастером которой слыл, успокаивала его и отвлекала от забот. Так, однажды, после страшного приступа гнева, Тимур потребовал, чтобы ему принесли шахматную доску, и стал играть сам с собой. Шахматы помогали ему преодолевать и физические боли. Сеньор любил играть в шахматы с некоторыми заитами (сейидами), а заитами они называют людей, происходящих из рода Магомата (Мухаммеда).
Настоящее имя Тамурбека есть имя Тамурбек, а не Таморлан (Тамерлан), потому, что на их языке имя означает железный царь, (царь — «Бек», а Тимур — «железо»). А Таморланом называют тогда, когда хотят оскорбить, потому, что это слово означает «калека».
Герб Тамурбека — три круга. Это означает, что он царь трёх частей света. Этот герб он приказал делать на монетах и на всех вещах, которые делаются по его приказанию. Эти же круги находятся на царских печатях, и он приказывал, чтобы те народы, с которых он берёт дань, тоже выбивали из на своих деньгах.