До города расстилалась большая равнина, по которой пролегало множество оросительных каналов для многочисленных садов. Город Самарканте (Самарканд) расположен на равнине и окружен земляным валом и очень глубокими рвами. Он немного больше города Севильи (Испания), того, что внутри городской стены, а за городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружен садами и виноградниками, которые тянутся в иных местах на полторы лиги, а в других — на две. А город стоит среди них. Между этими садами пролегают улицы и площади, очень населенные, где живет много народа и где продается хлеб, мясо и многое другое.
В загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора там есть дворцы и главные погреба. Кроме того, у знатных горожан есть в этих садах свои дома и помещения. И столько этих садов и виноградников вокруг города, что когда подъезжаешь к нему, то кажется, что приближаешься к лесу высоких деревьев и посередине его сам город. А через город и эти сады проложено множество оросительных каналов; в этих садах выращивают много дынь и хлопка. А дыни в этой земле обильны и превосходны. До Рождества у них бывает столько дынь и винограда, что удивительно; каждый день приходят верблюды, нагруженные дынями в таком количестве, что нельзя не удивляться, как они раскупаются и потребляются. В селах их столько, что их сушат и хранят, как инжир, из года в год. А сохраняют их таким образом: режут поперек большими кусками, снимают корку и кладут на солнце, и когда высушат, все собирают, кладут в мешки и так хранят годами. За городом простираются большие равнины, где много больших деревень, в которых царь поселил людей из других завоеванных им земель. Эта земля обильна всем — как хлебом, так и вином и мясом, плодами и птицей.
Так изобилен и богат этот город и его земля, что просто удивительно. А за это богатство он и был назван Самарканте, а его настоящее имя Симескинт, что значит Богатое селение, так, «симес» означает у них большой, а «кинт» — селение, и отсюда пошло название Самарканте. Богатство этой земли не только в изобилии съестного, но и в шелковых тканях, атласе, камке, сендале, тафте, терсенале, которых здесь производится много, также и в меховых и шелковых подкладках, в притираниях, пряностях и в золотых и лазоревых красках и прочих предметах. Поэтому сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоевывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли, особенно он собирал мастеров по разным ремеслам.
С именами Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Архитектура, по известному выражению, — это воплощённая воля. Любой государь, строящий величественные сооружения, производит впечатление как на соседей, так и на врагов. На своей родине Тамерлан воздвиг десятки монументальных сооружений. Он собрал тысячи зодчих, ремесленников, строителей и, конечно же, архитекторов. Строительство шло не только в Самарканде и Бухаре, но и в Ферганской долине, близ Ташкента, в районе Кабула и других местах. Часто он сам был и заказчиком, и архитектором, и художественным критиком проектов.
И столько разного народа собрал Тамурбек со всех сторон в этот город, как мужчин, так и женщин, что, говорят, их было более ста пятидесяти тысяч человек. Среди этих людей были разные народы — турки, арабы, мавры и другие, армянские и греческие католики, нескорины (несториане?) и якобиты и те, которые совершают обряд крещения огнем на лице, то есть те христиане, которые имеют особые понятия в вере.
Земля царства Самарканте очень населена, а почва там плодородная и всем богата. На этой большой реке есть обычай, который сеньор требует соблюдать: как только он перейдет с одного берега на другой, то после него никто не имеет права пройти по мосту и тотчас его ломают. А по реке ходят лодки и перевозят людей с одного берега на другой, и никому из Самаркантского царства не разрешается переезжать на лодке на другой берег, если он не покажет грамоту или указ с разъяснением, откуда и куда направляется, даже если бы он был и из соседних владений. А кто хочет перебраться в царство Самарканте, может это сделать без предъявления какой-либо грамоты.
А стража у реки поставлена вот для чего: сеньор привел в самаркантскую землю много пленников из завоеванных им стран для поселения здесь, так как он прилагает много сил для многолюдства и возвеличения ее, а стражников он поставил для того, чтобы эти люди не разбегались и не возвращались в свои земли. И даже когда ехали посланники, они встречали людей сеньора в Персидской и Хорасанской землях, которые, если находили сирот или бездомных или каких-либо бедняков, мужчин и женщин, не имевших ни дома, ни имущества, то силою брали их и уводили в Самарканте для поселения там. Так, одни вели корову, другие осла, барана или двух овец или коз, и когда приходили на указанное место, то местный совет обеспечивал их необходимым по указанию сеньора.
Кроме того, город изобилен разными товарами, которые стекаются в него из разных стран: из Рушии (Руси?) и Тарталии идут кожи и льняные полотна, из Катая (Китая) — шелковые ткани, которые лучше всего делаются в этой стране, особенно атласы, о которых говорят, что они лучшие в мире, а самые ценные те, что без узоров. Кроме того, привозят мускус, которого нет нигде в мире, кроме как в Катае (Китае). Ещё привозят рубины и бриллианты, так что большая часть их, что имеется в этой стране, привозится оттуда; и жемчуг и ревень и много разных пряностей.
В городе много площадей, где продают мясо, вареное и соленое, приготовленное разными способами, и кур и домашнюю птицу — все очень опрятно, а также хлеб и плоды, все очень чистое. Эти площади и днем и ночью полны торгующего народа. Также много мясных лавок, где продают мясо, кур, куропаток, фазанов, и все это можно найти и днем и ночью. В одном конце города стоит замок, как будто на ровном месте, если смотреть, со стороны, но на самом деле он окружен глубоким рвом, который образуется из ручья: и из-за этого рва замок неприступен. В этом замке сеньор хранил свою казну, и туда не входил никто, кроме алькальда и его людей. В этом же замке он содержал до тысячи пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки, стрелы и круглый год работали на него.
В одном доме, при самом въезде в город сеньор приказал построить дом в честь матери своей жены Каньо (Биби-Ханым); она была погребена здесь же, в усыпальнице внутри здания. Дом этот был очень роскошен и имел прекрасное убранство. У них нет привычки много обставлять свои жилища, но этот имел достаточно обстановки, хотя еще и не был достроен и в нем работали каждый день.
В городе Самарканте соблюдается законность, так что ни один человек не смеет обидеть другого или совершить какое-либо насилие без приказания сеньора; а он делает этого столько, что с них довольно.
Сеньор всегда возит с собой судей, которые распоряжаются его станом и домом, а когда они куда-нибудь приезжают, то и жители тех земель, и все их слушаются. Эти судьи предназначены для разных дел и распределены так: одни разрешают важные дела и ссоры, которые случаются; другие ведут денежные дела сеньора, третьи распоряжаются наместниками, правящими в землях и городах, зависимых от него, иные — посланниками.
У сеньора есть войско, которое всегда при нем и в таком порядке: оно поделено между начальниками; есть начальники над сотней, тысячей, десятью тысячами и один над всеми, как коннетабль. Когда сеньор отдает приказ какому-нибудь отряду выступать, призывают этих начальников и через них он получает сведения и распределяет воинов, как хочет.
Всевозможных умельцев и мастеров можно найти в его орде, и все распределены по определенным улицам. Кроме того, они везут за собой всюду, куда идет войско, бани и банщиков, ставящих свои шатры и устраивающих помещения для железных бань, то есть горячих и с котлами внутри, в которых держат и греют воду и все, что нужно для этого.
Тамурлан постоянно заботился о прославлении города Самарканте, строил новые дома и улицы, увидев, что очередное строительство окончено, сеньор приказывал начинать новое.
Казни
Сохранились любопытные документы о его борьбе с казнокрадством и коррупцией, характерными для всех времён. Если визирь воровал столько, сколько составляло его жалование, эти деньги ему дарили. Если он воровал в два раза больше, то вторую часть отбирали, а если воровал в три раза или же ещё больше, то всё отбиралось в пользу казны. Визирь — человек образованный, и если всех образованных казнить, то кто же будет заниматься финансовыми вопросами?
На площади, где ремесленники ставили свои шатры, разного вида, сеньор приказал соорудить множество виселиц, так как на этих праздниках, как сказал он, хочет показать, как одним делает добро и оказывает милость, а других приказывает вешать.
Первая расправа, которую сеньор учинил, постигла одного из его главных алькальдов, которого они называют дина (визирь) и который был главным человеком во всей Самаркантской империи. Тамурбек оставил его главным алькальдом в этом городе, когда ушел оттуда около шести лет и одиннадцати месяцев тому назад. А в это время этот алькальд, говорят, злоупотреблял своим положением. По возвращении сеньор приказал алькальду явиться к нему и тотчас же велел его повесить и забрать все, что ему принадлежало. От такой расправы с этим знатным человеком все пришли в ужас, так как он был тем, кому сеньор более всего доверял; так же он расправился с теми, кто просил за этого алькальда. Кроме того, сеньор расправился с одним знатным человеком, которому отдал на содержание три тысячи коней, когда уходил из этих мест в поход. А так как теперь не было всех оставленных лошадей, то отдал приказ его повесить, не посчитавшись с тем, что он обещал возвратить не три тысячи, а шесть, если он немного подождет.
По этим делам и по многим другим сеньор приказал учинить расправу. Кроме того, Тамурбек велел судить некоторых лавочников за то, что они продавали в его отсутствие мясо по более высокой цене, чем оно на самом деле стоило. Потом учинил расправу с некоторыми башмачниками, сапожниками и прочими ремесленниками за то, что они продавали слишком дорого свой товар; приказал взять с них обратно лишние деньги. У них в обычае, что когда казнят знатного человека, то его вешают, а когда человека низкого происхождения, то отрубают голову. А если кому-нибудь отрубают голову, то это считается большим злом и бесчестьем.
Железные ворота
У подножия одной высокой горы, на вершине которой стояло прекрасное здание крестообразной формы, искусно сделанное из кирпича, со множеством узоров, составленных из разноцветных изразцов. Эта гора очень высокая, но в ней есть проход, через который можно пересечь ее по расселине, которая кажется сделанной человеческими руками: с обеих сторон поднимаются высокие горы, а она ровная и очень глубокая. На середине этого прохода находится селение, а над ним вверху громоздится высокая гора. А этот проход в горах называется Железные ворота, и во всей этой местности нет другого прохода, кроме этого. Он защищает Самаркантское царство со стороны Малой Индии. И нет иного прохода, чтобы проникнуть в земли самаркантские, кроме как через него; так же и жители Самаркантской империи не могут попасть в земли Индии иначе, как только через этот проход. Этими Железными воротами владеет сеньор Тамурбек. И они ежегодно приносят ему большой доход, так как через них проходят купцы, идущие из Малой Индии в Самаркантское царство и в земли севернее его. Кроме того, Тамурбек владеет другими Железными воротами — возле Дарбанте (Дербент), на краю провинции Тарталии, а ведут они к городу Кафе, — которые тоже находятся в проходе среди высоких гор между провинцией Тарталией (Татария) и землей Дарбанте, на пути к морю Баку или Персии.