Походная мечеть и описание палаток


Посланников ввели в одну из дверей, прекрасно исполненную в виде арки. А от двери вглубь шла как будто улица, огороженная со всех сторон и вверху накрытая как будто сводом. При входе справа — дверь, ведущая в эти ходы, а напротив ее — другая, ведущая в сам шатер, очень красивая  и прекрасной работы. А против входа, в конце этой улицы, находился другой шатер, также богато расшитый золотом, а в середине — еще один шатер, без веревок; в нем находился сеньор, и там пили всю ночь и шумели. Эти шатры вверху все были соединены с ходами и покрыты красным ковром. Здесь столько изделий богатой и искусной работы, что невозможно описать, а нужно видеть своими глазами.

Посланников взяли из этого шатра и повели в деревянный дом, стоящий внутри той же ограды. Он высок, и входили туда по ступенькам; также окружен деревянными ходами и галереями. Весь дом расписан красивыми узорами золотом и лазурью и так сделан, что его можно было ставить и разбирать, когда угодно. А этот дом был мечетью, в которой царь молился и которую возил за собой везде, куда ехал.

Оттуда посланников повели в один шатер, натянутый на зеленых веревках, снаружи покрытый серым беличьим мехом, а изнутри — белым, и в нем, по обычаю, стояло два ложа. А из этого шатра их повели в другой, рядом с тем, что был сделан без веревок. Снаружи он был покрыт красной материей со множеством вставок из ткани других цветов, внутри же от середины до низу был оторочен собольим мехом, самым ценным, какой есть на свете. Этот соболь такой же величины, как и куница, но очень дорогой. Каждая шкурка его, если хорошая, здесь, в этой стране, стоит четырнадцать или пятнадцать дукатов. А изнутри выше собольей оторочки шатра шел серый беличий мех. Перед шатром был навес, затенявший вход в него, а подбит он внутри серым беличьим мехом. Эти царские шатры были устроены так, чтобы солнце в них не проникало ни летом, ни зимой.

Посланников вывели из этой ограды и шатров и повели в другую, соединенную с той так, что можно было пройти из одной ограды в другую. Ограда была из белого атласа; здесь посланникам показали множество богатых шатров и навесов, сделанных из шелковых и иных тканей. И не только этих царских оград было много в орде, но и других, принадлежащих мирассам и приближенным его, удивительно разнообразных на вид. Так что, куда ни пойдешь, везде встретишь шатры и калапарды (сарапарде), как они называют ограды.

В субботу 2 ноября, посланники опять отправились к сеньору, как им было приказано; но он не вышел из шатра, так как чувствовал себя неважно. Сеньор был дряхл и весь его дом, люди и жены жили в тревоге. Сеньора нельзя видеть, ни пройти к нему, что они обязаны ехать, как им было передано, и что уже принято решение их отпустить. И мирассы это сделали так потому, что сеньор был очень болен, лишился языка и находился при смерти, как им сказали люди, знавшие это наверняка.

В конце 1404 года смертельно больной Тимур (ему оставалось жить всего несколько недель), ко всеобщему удивлению, продолжал подготовку нападения на Китай, как если бы рассчитывал жить вечно.

Смерть Тимура

Эмир Тимур на смертном одре. Миниатюра на рукописи «Зафар-наме» 1553 г. Шираз

К своим внукам Тамерлан обратился с такой речью: «Дети мои, я оставляю вас ещё очень юными… Не забывайте тех правил, что я сообщил вам для успокоения народов. Интересуйтесь состоянием каждого. Поддерживайте слабых, укрощайте алчность и гордыню вельмож. Пусть чувство справедливости и добродетель постоянно руководят вашими действиями… Всегда помните последние слова умирающего отца». Трудно было бы поверить этим словам, если бы их не передал Ибн Арабшах.


Утром 18 февраля 1405 года Великого эмира не стало. Тело забальзамировали, положили в гроб из чёрного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Местом захоронения стал мавзолей Гур-Эмир, в то время ещё не достроенный. Там гроб поместили в саркофаг, вырезанный из зелёного нефрита. Надпись на двери мавзолея гласит: «Здесь покоится знаменитый и безжалостный властитель, один из величайших правителей, самый могущественный воин, повелитель Тимур, покоритель Земли».

Когда Тамурбек умер, а умер он в городе Самарканте (Самарканд), то мирассы и приближенные сеньора хотели скрыть это известие, пока не наведут порядок в казне и его владениях. Но они не смогли утаить новость, чтобы об этом не дознались некоторые кавалеры и приближенные. Уже дважды Тамурбек выдавал себя за покойника, распространяя слухи о своей кончине в своих владениях, чтобы посмотреть, кто же восстанет; а кто возмущался, тех он тотчас хватал и предавал казни. Поэтому никто теперь не верил, что он умер, хотя на сей раз это была правда. А там, в Самарканте, когда умирал Тамурбек, находился с ним его внук, сын Миаха Мирассы, по имени Кариль Султан (Халиль-Султан). А этот Кариль Султан — молодой человек двадцати двух лет, белолицый, крупный и похож на отца.

Борьба за власть

Кариль Султан, убив приближенного своего деда, тотчас направился в замок, завладел казной и городом, взял тело покойного (Тимура) и похоронил его. Захватив власть, он послал сказать Миаха Мирассе, своему отцу, чтобы он прибыл в Самарканте и что он готов передать ему казну.

А мать этих Омара Мирассы и Абобакера Мирассы, узнав о том, что брат пленил брата, отправилась к Омару Мирассе, разорвав на себе одежду и обнажив грудь. Пришла к сыну, заливаясь слезами, говоря: «Я родила вас, дети, а теперь ты хочешь убить своего брата, хотя знаешь, что он тебе единокровный и что все его любят». А сын ответил, что пленил своего брата только за то, что он глуп и дерзок, говорит непотребные речи, но что он не желает ничего другого, как видеть своего отца сеньором.

Одиннадцатого июля, его брат Абобакер бежал из темницы, убил того, кто его стерег, захватил сокровищницу и исчез. Омар Мирасса тотчас вернулся в Солтанию и послал людей в погоню за братом, но его не смогли настичь. Когда Омар Мирасса повелел, чтобы брата отравил тот, кто должен был его сторожить, об этом узнали некоторые из приближенных и сказали об этом Абобакеру, так как его смерть огорчила бы их. Узнав об этом, Абобакер договорился с приближенными о помощи, чтобы они помогли его выходу из темницы, пообещав им всяческие милости. Договорились они таким образом, что на следующий день будут подготовлены лошади и оружие, а ему дадут шпагу и, когда войдет к нему тот, кто стережет, он убьет его, а они будут наготове, и так он освободится из темницы. Так и сделали. На следующий день утром вошел к нему тот человек, который охранял его, с тремя доверенными лицами и сказал: «Господин, ваш брат прислал меня сказать, что он помирился с вашим отцом и в скором времени освободит вас отсюда и даст много денег и всего, что вам доставит удовольствие, он также просит, чтобы вы не теряли присутствия духа и не гневались. Приношу вам эти добрые вести и покорнейше прошу, чтобы вы выпили и откушали со мной». Он уже принес с собой это вино, в котором был яд и которым намеревался его отравить; а по их обычаю вино пьют перед едой. Этот человек, стерегший Абобакера, опустился на колени, взял в руки чашу и попросил выпить. Абобакер под разными предлогами отказался…