Родная деревня (часть 1)

У одной из жительниц деревни сохранились записи дневника, которые восстановили, и оживили образы довоенного времени, как жила деревня,  заботы её жителей, чем были наполнены дни простых односельчан, и кем были наши деды и прадеды по фамилии Зверевы.


Официальное название деревни — Щёкотово (Яранского р.). А местные жители  по-старинному звали свою деревню Ерпыли. Улица в деревне была широкая, зелёная, заросшая травой.
Деревня летом
Вдоль дороги вырыты неглубокие канавы  для стока воды.  Лишь только узкая тропинка вела вдоль деревни, да  на дороге виднелись колеи от  телег и следы от копыт лошадей. Машины ездили  только во время войны и то очень редко.
Деревня Щокотово в Яранском р. Зыковской волости
И какая радость детям, когда проезжала машина, все бежали за ней и кричали. В это время не было ни электричества, ни радио. До строительства Зыковской церкви, часть Зверевых были прихожанами Пачинской церкви, а после пожара, многие духовно окормлялись в с. Никола.
Деревня Щёкотово
Все дома деревни выходили  окнами на юг. Лишь  несколько изб  стояли на  противоположной стороне улицы. Всего домов было около 100.
Деревня Щёкотово
 В волостном центре с.Зыково (Кутузово) была деревянная церковь, постройки 1884 г, прихожанами которой и были все жители д. Шекотово. 
В деревне почти все дома деревянные и посреди улицы только  три дома — кирпичные. Позади домов были участки с картошкой, а перед окнами за дорогой тын (забор) из палок и огороды с банями на конце. В  деревне плохо росли фрукты. Хорошо росла только черёмуха между домами.  Яблоньки росли маленькие, яблочки на них мелкие, и невкусные.
Берёзы в деревнеС одного конца деревня заканчивалась  дорогой в соседние посёлки.  А с другого конца  дорога вела в деревню Сенпанур. (Журавли). Она стояла перпендикулярно Щёкотово на расстоянии одного км. В той деревне было 2 улицы и школа.   Между  деревнями раскинулся лесок, который называли Болотечко, так-как он находился  в низине — болотце, потому и звали Болотечко. В этом болотце  били ключи из земли. Они вытекали ручейком и текли в сторону  деревни.
Лесок БолотечкоЗа огородами деревни тянулся  широкий  не очень глубокий овраг. Противоположный склон был почти вертикальный, заросший всякой травой и кустарниками.  Под этим склоном тоже били ключи ледяной воды — родники. И речка, которая началась в Болотечке, пополнялась этими ключами. Но речка  была мелкая, дно чистое, песок и мелкие камешки. Глубина — детям по колено.
Речка в деревне


Овраг деревниВ каком-то году речку решили  перегородить и сделать пруд. Дамбу подняли, и под ней соорудили  деревянный лоток для сброса воды. С берега к речке сделали маленький мостик, чтобы с него полоскать бельё. Женщины  в обед прибегали с поля, чтобы окунутся в речке,  и с вёдрами  воды поднимались наверх поливать огурцы. В  деревне — Ерпыли, не было ни церкви, ни медпункта, ни школы. Новорожденных детей носили крестить в село Николу несколько  км. Мамы привязывали полотенцем своё дитя к себе и вперёд… Мед. пункт был за 8 км. Ну а начальная школа  была в Сенпануре (Журавли) — в 1 километре. Взрослое население трудилось на полях, фермах, а малые дети часто были предоставлены на попечение младших братьев и сестёр. (фото из интернета)

Дети до войны 41-45г
Очень много жителей в деревне были родственниками. Много фамилий были Зверевы,  Стрельниковы, и Щёкотовы и др. В войну, когда все мужчины были на фронте, в середине деревни случился пожар. Сгорело 13 домов. А среди этих сгоревших домов остались целыми 2 дома.
В магазинах тогда почти ничего не было, приходилось рассчитывать на себя. Жители деревни,  выращивали лён.  Его дергали,  расстилали для просушки,  везли домой и стебли перемалывали в мялке.  Потом их вычёсывали, и получались длинные волокна. Шелуха от семян называлась куколь. Из семян делали льняное масло. Сейчас это масло считается  лечебным, а тогда кроме него  другого растительного масла не было. Волокна льна пряли. Из пряжи делали ткани.  В деревне был деревянный стан. Его перевозили его из дома в дом. Ткань получалась шириной 0,5 — 0,6 метра грубоватая, сероватая. Ткали обычно зимой. А в марте, когда солнышко начинало ярко светить,  ткани выносили в поле и расстилали на снегу в течении месяца. Ткань отбеливалась.  Из неё и шили постельное бельё, нижнее бельё, скатерти и т.д. (фото из интернета)
Ткацкий станок в деревне
Разводили пуховых кроликов,  общипывали их,  пряли пряжу, вязали пуховые платки, и обменивались на ткани — ситец из города.
Когда все мужчины, были на фронте, в домах было прохладно.  Каменные стены  покрывались  инеем. Зимой в доме  собирались соседки  на посиделки. Кто прял, кто вязал, кто шил. Сидели на печке,  и пели народные песни,  мелодичные, и душевные.
Запомнились праздники в деревне. В каждой деревне были свои. В  деревне Щёкотово летом престольным праздником была Троица. Её праздновали 3 дня. В нашей деревне был первый день. Из всех ближних деревень в этот день собираются родственники и друзья в эту деревню. А следующие дни в другие деревни. Сначала все празднуют дома за столами, а к вечеру выходят на улицу. В середине деревни все собираются группами по 2-5  человек, и встают кругом. Далее ходят по кругу, веселятся, и очень хорошо поют.  Нагуляются, напоются, и по домам. А молодёжь может гулять до утра.
Гуляние на деревнеЕщё в деревне любили справлять православные праздники — Рождество, Крещение, Благовещенье, Масленицу, Пасху и т.д. У каждого праздника был свой обычай.  В Рождество  бегали из дома в дом, где были дети, и играли в прятки. В Пасху украшали избы, и комнаты, кто как мог. Делали из бумаги цветочки, привязывали к веткам от дерева. В Благовещенье стряпали жаворонков из теста. Ну в масленицу пекли блины, и ещё катались с горок, кто на чём. Например, клали на маленькую горку две длинные и гладкие  жерди. Парень с девушкой вставали на них  напротив друг друга и катились, держась за руки вниз. В Пасху в каждом доме, где были дети — тоже были качели. Самые большие  качели стояли на улице, на которых молодёжь качались вдвоём. Ну а  детвора носились вокруг этих качелей.
Деревенские качели
(фото из интернета)