Йоги и огонь

23. Так называемые прохождения через огонь будут совершенно различны. Низшие факиры натирают тело золою с минеральной пылью и тем придают некоторую стойкость против огня. Конечно, это чисто телесное, внешнее воздействие не может быть занимательно.  Явление употребления огненной энергии подарено факирам и вызывает лишь пустое любопытство. Йоги проходят сквозь огонь и призывают, как противодействие, сердечную энергию. При этом огонь внутренний пробивается через поры кожи и, будучи мощнее огня земного, образует сильную защитную броню. Такие йоги могут без вреда проводить через огонь и желающих следовать за ними. При этом йог распространяет свою энергию на следующих за ним, если они смогут всецело перенести своë сознание в сердце йога.


113. Каждый человек может научиться плавать, как только он поборет стихию в сознании. В том же принципе человек может лежать на воде; при известном упражнении человек может сидеть на воде. Продвигаясь дальше, человек-йог может стоять на воде. Конечно, такое стояние, так же как и левитация, будут уже огненными действиями. Вы знаете левитацию и помните, какое огненное напряжение требуется предварительно. Но левитация не так трудна, ибо стихия огня близка воздуху. При всëм телесном совершенстве, человек немедленно утонет или упадëт при малейшем сомнении.

361. Некоторые Йоги полагают, что выделение слюны и желудочного сока являются очищением и потому полезны. До известной степени они правы. При огненном напряжении, энергия огня вызывает и вытесняет из желез явление утроения деятельности. Таким образом, под давлением огня железы выделяют, и уносятся многие отравленные части.

386. Тошнота и выделение признается Йогами как самооборона от отравления, которое может быть не только от пищи, но и от вражеских токов.


430. Вдыхание огня употребляется некоторыми йогами и представляет из себя очистительное действие. Не нужно дословно понимать это. Нельзя вдыхать пламя, но полезны огненные эманации. Для такого вдыхания йог помещался в спокойном месте, имея прямое положение позвоночника. Перед собою йог разводил огонь деодара или, за отсутствием деодара, стеблей балю, но так, чтобы дым не трогал его. Затем йог начинал обычную пранаяму, но так, чтобы эманации смолы касались дыхания. Два следствия получалось: одно — телесное очищение, другое — укрепление энергии Агни. Ничто так не помогает возжжению Агни, как свойство деодара.  Насекомые не могут переносить силу смолы деодара. Также, что несовершенные сущности не могут приблизиться к огню этого дерева. Не только вдыхание огня употреблялось йогами, но также лежание на досках деодара так, чтобы позвоночник соприкасался с сердцевиною дерева. Сандаловое дерево на юге Индии также употреблялось для огненного вдыхания.

456. Хождение по воде или сидение на воде, так же как и хождение по огню, являются чудесными свидетельствами мощи мысли. Вспомним, как достигается хотя бы сидение на воде. Конечно, необходимо очищение тела строгою растительною пищею и возвышением духа, но нужно уметь плавать и лежать на воде, чтобы тем более оградиться от змей сомнения. Затем йог выбирает неглубокое, спокойное водное место и делает как бы лёгкую деревянную подпорку, на которую садится так, чтобы вода достигала до пояса. Потом он углубляется ритмом пранаямы и возвышается мыслью о Высшем Непроизносимом. Так можно провести несколько дней, отдыхая и снова приступая к духовному восхищению. Когда же мысль отрешится от земного тяготения, то тело человека теряет в весе. Таким образом йог поднимается в воде, и деревянная подпорка уплывает. Но если мысль остаётся на той же высоте, то и положение тела остаётся на том же уровне. Можно заметить при этом световые эманации тела., Нельзя посадить нечестивца на воду, так же как и иммунитет против огня не будет достигнут без известного ритма и восхищения. Не нужно смеяться, если услышите, что около полнолуния условия более благоприятны.

460. Не следует смеяться, что некоторые йоги употребляют тростинку или папирусовый свиток при левитации. Так цыганки нуждаются или в воде, или в расплавленном воске, но сущность будет в их психической энергии, которая очень сильна в этой народности. У них легко получать поучительные наблюдения; к сожалению, нужно очень следить за их добросовестностью.

515. Явление употребления огненной энергии подарено факирам и вызывает лишь пустое любопытство.