Средневековая Флоренция

Флоренция была красивым городом, но отнюдь не экстравагантным. Она была республикой и гордилась своей независимостью от деспотичных герцогов и королей. В середине 60-х годов XV века население Флоренции составляло около пятидесяти тысяч человек.

Картина старинного города ФлоренцииГородские стены тянулись на семь миль и были укреплены 80 сторожевыми башнями. Внутри стен находилось 108 церквей, 50 площадей, 33 банка и 23 больших дворца или особняка, «где жили лорды, чиновники, судьи, управляющие, поставщики, нотариусы, должностные лица и их семьи». В городе было 270 шерстяных мастерских, 84 студии краснодеревщиков,  и 83 магазина, торгующие шелком. Это был город ремесленников, где больше резчиков по дереву, чем мясников. Флоренция также была городом моды, центром производства одежды. Здесь жили ткачи, красильщики, дубильщики, меховщики.

Город Флоренция в средние века В таких переполненных городах существовали невидимые социальные границы, и , переходя из элегантного центра города в ремесленный квартал попадали в  совершенно иной мир. Названия улиц передавали атмосферу района — например виа делла Сальвия, где продавали шалфей и др. травы. Специальностью другого квартала была керамика, где делали небольшие кастрюли, где торговали умывальными тазами. На север от церкви ведёт виа делла Маттонайя — улица каменщиков. На востоке, возле самых стен два мрачных монастыря для монахинь или отшельниц принявших обет жить в затворе. Монахини вышивали золотом и серебром. За городскими воротами — Порта алла Кроче — начиналась сельская местность. Двигаясь от церкви Святого Амвросия к церкви Санта Кроче можно увидеть следы боттег. Это большие открытые помещения на первом этаже, выходящее на улицу. Старинные арочные входы и сегодня видны в кирпичной кладке какой-нибудь пиццерии или прачечной. Там можно увидеть отлично сохранившийся низкий сводчатый потолок.

Основные достопримечательности Флоренции времен Леонардо сохранились до наших дней. Это Дуомо – собор Санта-Мария-дель-Фьоре с роскошным кирпичным куполом Брунеллески; стройная, элегантная колокольня Джотто; баптистерий с бронзовыми вратами работы Гиберти; высокий дворец Синьории (Старый дворец – Палаццо Веккьо); Барджелло, или дворец правителя города; рынок зерна, склады, старейший из четырех каменных мостов через реку Арно. Сегодняшний облик Флоренции несколько изменился. Колокольни за церковью Санта-Кроче более не существует. Она была уничтожена молнией в 1529 году. Не сохранился и обильный, зловонный городской рынок, Меркато Веккьо. Его снесли в конце XIX века.

Площадь Синьории.

Площадь Синьории, политический центр города, в прошлом был гораздо больше, чем сегодня: теоретически эта площадь должна была вмещать все взрослое мужское население города. В сложные моменты истории жителей Флоренции созывал на площадь колокол.

Флоренция была построена из песчаника медово-коричневого и нежно-серого цвета. Городские дома строились из больших прямоугольных каменных блоков с шершавой поверхностью, которая придавала фасадам вид грубо обтёсанной скалы.

Флоренция в средние века В 15 веке каждая богатая семья имела собственный дворец, которые были не только личными домами, но и настоящими офисами: в них устраивались конторы и казначейства. В то время был принят закон, на сорок лет освобождающий от местных налогов любого, кто построит новый дворец. Начался строительный бум. Все улицы были запружены ослами и мулами, увозящими мусор и гравий. Из-за этого людям было невозможно пройти по узким улочкам города. Люди кидали в траншеи медали и монеты, пытаясь привлечь на свою сторону удачу.

Более двадцати домов были снесены в городе, чтобы освободить место для палаццо (дворец)  Медичи. Это было богатое семейство олигархов того времени. Именно Медичи развили архитектурную культуру Флоренции, спонсировали многих известных художников и подарили миру их великие шедевры искусства.

Статуя Давила на площпди Синьории в ФлоренцииОдним из украшений площади Синьории была огромная скульптурная статуя выполненная из цельного куска мрамора. Автором был известный скульптор Микеланжело. Высота статуи с названием Давид составляла почти 5 метров, а вес около 18 тонн. Статуя была изготовлена из испорченного блока мрамора, который много лет валялся во дворе. Первоначально с ним работали другие скульпторы, но не справились. Музей Барджелло со скульптурами. Флоренция

На изготовление ушло около двух лет. Когда статуя была готова, её предлагали установить в лоджии Деи Ланци, напротив Палаццо Векио. Но к этому мнению не прислушались. Причиной этого был сам  скульптор — дерзкий и скандальный гений. В мае 1504 г. она должна была установлена на платформе возле входа в Палаццо Веккио. Для того, чтобы извлечь гиганта из мастерской пришлось разрушить стену над дверью. Ночью в гиганта кидали камни, пришлось выставить стражу. Чтобы доставить статую ушло 4 дня. Тащили статую более 40 человек. Под неё подвели 14 смазанных жиром балок, которые передавали из рук в руки. На установленном месте «Давид» простоял несколько веков. Теперь на его месте стоит копия, выполненная в 19 веке. В настоящее время оригинал статуи находится в  Академии изящных искусств.

Флорентийский календарь был полон зрелищ на любой вкус. Устраивали карнавалы, на площади Синьории, «львиные охоты», а на площади Санта-Кроче — футбольные матчи. Игроки играли больше кулаками, чем ногами.  Ежегодно устраивали конные скачки. Лоренцо Медичи сам любил праздники. Карнавалы превращались в потрясающие зрелища. По городу проходили факельные шествия, проезжала процессия из красиво украшенных повозок. Каждая повозка символизировала определённую гильдию. Повсюду распевали весёлые песни и разыгрывали сценки. Для таких праздников и карнавалов использовали костюмы, маски, доспехи, чепраки (прообраз седла) и триумфальные повозки.

Ещё одной формой публичного театра были священные представления. Они устраивались в церквях и часовнях в праздничные дни. Мистерии разыгрывали мальчики-прихожане. В мистериях использовали «спецэффекты» — декорации менялись с помощью огромного вращающего диска, актёры взлетали на воздух с помощью тросов и верёвок.

Купол Флорентийского собора в центре города был и остаётся чудом европейской архитектуры. За последние 600 лет это самый  огромный кирпичный купол в мире. На его строительство ушло около четырёх миллионов кирпичей, и вес его составляет около 36 тыс тонн. Купол был построен без «кружала» (деревянной рамы). В действительности  купол был двойной, один расположенный внутри  другого. Диаметр внешнего купола 180 футов (54,8 м). За его историю строительства разбился насмерть всего один каменщик, это редкое явление. Купол был завершён примерно в 1420-х годах, и не был тогда ещё увенчан крестом и шаром. Вокруг  мраморного фонаря в верхней части собора были установлены высокие и довольно сложные леса. Лишь только через пятьдесят лет  шар  был установлен в 1471 году на вершине мраморного фонаря, венчавшего купол собора, затем через три дня установлен крест над шаром. Шар (palla) был изготовлен из высококачественной меди, был 8 футов (2,78 м.) в диаметре и весил более двух тонн. В этом сложном проекте   в решении возникавших инженерных проблем принимал участие Леонардо Да Винчи.

Ничто так не передаёт реалии жизни флорентийского жителя (художника), как опись имущества. Это: пуховая постель, покрывало, матрац, пара простыней, раскрашенный каркас кровати, обеденный стол, скамья к столу, ведро для колодезной воды, сундук для хранения зерна, кувшин масла, три бочки вина, бочка винного уксуса, маленькая лютня, библия на латинском языке, молоты разных размеров, печь, дрова, и другие предметы домашней утвари.

Во Флоренции в 15 веке существовали офицеры ночи и хранители морали монастырей.  Это была ночная стража. Можно  назвать их полицией нравов. На улицах города устанавливали ящики — tamburi (барабаны), которые можно назвать дырами истины. Туда опускали анонимные доносы на неугодных людей. Информаторы анонимно заявляли например о аморальном поведении некоторых мужчин, замеченных в содомистских связях.