Колёсный экипаж

Идея колеса — величайшее изобретение человеческого гения, во-первых, потому, что колесо не имеет аналога в природе, и, во-вторых, потому что колесный экипаж в принципе служит человечеству много тысячелетий и остается основой всех видов современного наземного транспорта.  Первые повозки на колесах – колесницы появились за 5 тысяч лет до нашей эры в Западной Азии. Колесо представляло собой диск, насаженный на ось. Во 2-м тысячелетии до н.э. его конструкция совершенствуется: появляется колесо со спицами, ступицей и гнутым ободом. В XV веке появился новый вид транспортного средства – карета  с кожаными боковинами, а затем и застекленная.


Золотая карета, изготовленная в Риме. В ней привозили подарки для Римского папы. Чешский Крумлов. Средневековая карета представляет собой четырёхколесный экипаж с полукруглым навесным козырьком над сиденьем кучера. Знатные люди украшали её позолотой и родовыми регалиями. Обычные кареты для горожан обивались кожей. В карету  запрягали одну или две пары лошадей.

Золотая карета, изготовленная в Риме из орехового дерева,  покрытая сусальным золотом.  Карету использовали один раз. В ней привезли подарки для Римского папы. Находится карета в замке Чешского Крумлова.

Золотая карета, изготовленная в Риме. В ней привозили подарки для Римского папы. Чешский Крумлов.В России кареты стали появляться в конце XVI — начале XVII в. Этот вид транспорта стал очень престижным, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки. Царь Федор Алексеевич указом от 28 декабря 1681 г. запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы. На фото внизу карета молодого царя.

Детская каретаДвухместная коляска императора Павла I и Марии Фёдоровны, купленная в 1800 году. Корпус коляски сделан из серебра. Полуоткрытый кузов предлагал  прекрасный обзор, что сделало коляску излюбленным транспортом для прогулок. В этой коляске совершались повседневные поездки, например, из Гатчины в Приорат.

Коляска императора Павла I в ЛондонеВозок Петра I на полозьях. Молодой царь совершил на нём поездку в Архангельск в 1693-1694 г. Вместо стёкол в то время использовалась слюда. Спереди саней находится сидение для возничего.

Возок Петра I, начало XVIII векаПортшезы — небольшая карета для одного господина, с тремя стёклами, которую несут два или четыре человека на длинных деревянных коромыслах. Такие средства передвижения чаще использовались в Европе.

Переносная карета - поршез

Портшез

 

До эпохи поездов, дилижансы, и кареты были наиболее популярным средством передвижения из города в город. В Англии такой вид транспорта получил распространение в XVI веке.  Дилижансы обтягивали темной кожей и украшали орнаментом из вбитых гвоздей. Они путешествовали от одной станции к другой, на которых меняли лошадей. Пассажиры сидели лицом друг к другу. Скрипя, карета «ползла» по дороге со скоростью приблизительно 4 мили (6 км) в час. Путешествие из города в город могло растянуться на несколько дней. Пассажиры могли бесплатно провозить 14 фунтов (6 кг) багажа и доплачивали 3 пенса за каждый дополнительный фунт. Кучера нередко сопровождал вооруженный охранник, так-как нападения на дилижансы в XVIII веке были нередки.

Карета в АнглииКарета в Англии украшает вход перед отелем.

карета перед отелем в АнглииВена- музей Естествознания. Позолоченная тележка на колёсах в обрамлении красивого орнамента.


Позолоченная тележка в музееДетский экипаж, в который запрягалась коза или пони.

Детский экипаж ( впрягаются овцы, козы, и др животные)Детская коляска (Пруссия).

Детская немецкая коляска начала 20 векаСани маскарадные использовались при святочных и масленичных гуляньях  императорского двора. При этом  организовывались торжественные костюмированные шествия и катания.  Во времена Петровских преобразований в маскарадных процессиях участвовало более полусотни саней и экипажей придворных.

Сани маскарадные Елизаветы Петровны. Первая половина XVIII века. (Исторический музей)

Сани маскарадные Елизаветы Петровны Старинные сани из Шпиц замка.

Замок ШпицПеред нами среди зелёного газона декоративная карета, выполняющая роль небольшой веранды для отдыха. Калининград.

Декоративная карета во дворе частного отеля Guest Hause AlinaДекоративные сани в Австрии.

Декоративные сани Если обеспеченные люди могли себе позволить кареты, и другой вид транспорта, простолюдины и крестьяне ездили на деревянных телегах с плетёным сидением из лозы.   Из-за плохого содержания сухопутных дорог в дождливую погоду колесами в мягких грунтах выбивались глубокие колеи, которые создавали большие трудности для движения и в ненастье, и после высыхания: для повозок с малыми колесами эти места были непроходимыми.

Старая дорога из Яранска Современное использование  открытых повозок в Италии.

Флоренция - конный экипаж

Повозка на колёсах