Власть музыки,  — цитаты из «Разоблачённой Изиды»

Елена Петровна много путешествовала по Индии, и описывает интересные случаи из своей жизни: «Индия, – пишет Блаватская, – страна легенд и таинственных уголков. С терпением, а главное с помощью ученых браминов,  войдя в их доверие и дружбу, всегда возможно докопаться до истины».


Очарователи змей

Всем нравится музыка. Тихое посвистывание, мелодичная песнь или звуки флейты неизменно привлекают рептилий в странах, где они водятся.

Наконец, наш караван встретился с партией путников, среди которых были профессиональные очарователи змей. Они пригласили  флейтиста продемонстрировать ради опыта перед ними свое искусство. Как только он заиграл, послышался легкий шорох, и музыкант пришел в ужас, внезапно увидев большую змею, внезапно появившуюся в опасной близости у его ног. Змея с поднятой головою и глазами, сосредоточенными на нем, медленно и как бы бессознательно повторяла все его движения. Затем на расстоянии показалась вторая, третья и четвертая змеи, за которыми быстро следовали другие, и мы очутились в очень избранной компании.

Очарователи змей, трое числом, начали свои напевы и заклинания и, привлекая этим пресмыкающихся к себе, вскоре оказались покрыты ими с головы до ног. Как только змеи приближались к людям, они проявляли признаки оцепенения и вскоре погружались в глубокую каталепсию. Глаза их были полузакрыты и остекленелые, а головы поникали. Осталась только одна не подчинявшаяся, большая, глянцевитая черная змея с пятнистой кожей. Эта «меломанка» из пустыни продолжала грациозно изгибаться и подскакивать, точно она танцевала на хвосте всю свою жизнь, и притом проделывала все это в такт музыке. Эта змея не поддавалась «чарованию» арабов, но продолжала медленно скользить по направлению флейтиста, который наконец убежал. Современный псиллиан вынул из своей сумки наполовину увядшее растение и начал размахивать им по направлению змеи. Растение имело сильный запах мяты, и как только пресмыкающееся учуяло его, оно последовало за арабом, все еще стоя на хвосте, оно старалось приблизиться к растению. Еще несколько секунд, и «традиционный враг человека» уже обвивался вокруг руки очарователя и в свою очередь вступил в стадию оцепенения.

Многие думают, что такие змеи заранее подготовлены и натренированы для этой цели, или же у них вырваны ядовитые зубы или зашиты рты. Несомненно, могут быть низкопробные фокусники, из трюков которых и возникло такое представление. Но настоящие заклинатели змей слишком хорошо установили свою репутацию на Востоке, чтобы прибегать к таким приемам.

Показательно то, что радио не очаровывает змей? Таких доказательств в малых примерах очень много. В основе всего этого  психическая энергия человека, в данном случае очарователя.

Власть музыки над болезнями

Музыкант извлекает музыку из звучания рюмокВсем нравится музыка. Со времен отдаленнейших веков философы утверждали особую власть музыки над некоторыми болезнями, в особенности над болезнями класса нервных. Кирхер рекомендует этот способ: благоприятное его воздействие он испытал на себе и дает подробное описание инструмента, которым он пользовался. Это была гармоника, состоящая из пяти бокалов (без ножки) из очень тонкого стекла, поставленных в ряд. В двух из них было налито две разновидности вина; в третьем – бренди; в четвертом – масло; в пятом – вода. Он извлекал из них пять мелодичных звуков обычным способом – простым трением пальцев по краям бокалов. Этот звук имеет притягивающее свойство; он извлекает болезнь, которая струится навстречу музыкальной волне, и они обе, слившись вместе, исчезают в пространстве. Асклепий пользовался музыкой для той же самой цели около двадцати веков тому назад. Чтобы вылечить от ишиаса, он трубил в трубу, и так как длительный звук заставлял нервные волокна трепетать, боль неизменно утихала. Демокрит подобным же образом утверждал, что многие болезни могут быть излечены мелодичными звуками флейты. Месмер в своем магнетическом лечении пользовался тою же гармоникой, которую описал Кирхер.

Мистицизм звука

В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпровождения, а музыканта как затейника. Кроме естественного очарования, которым обладает музыка, она также имеет магические чары. Она даёт гораздо большую радость и восторг, чем радость испытываемая королём,  восседая на троне.


Музыка затрагивает глубочайшие части человеческого  существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое  впечатление внешнего мира. Мудрецы всех веков считали музыку священным искусством.

Чем же тогда является музыка? То что мы называем музыкой, есть гармония слышимых нот; но в действительности существует музыка в цвете, музыка в линиях, музыка леса. Музыка это язык души, и для двух людей разных наций нет лучшего средства единения, чем музыка.

Музыка это звук и ритм. Звук и цвет являются одними из главных огненных проявлений. От ритма зависит настроение, здоровье и состояние ума человека. Существуют  определённые типы звуков, раздражающие человека и имеющие плохое влияние на его нервы; существуют типы ритма, которые имеют смягчающее, исцеляющее и успокаивающее влияние на ум. Ритм или мелодия? Скорее, ритм создаёт вибрации.  Музыка сфер прежде всего состоит из ритма. Огонь в ритме, но не в содержании мелодии.

Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает всё его существо, и в соответствии с определённым влиянием замедляет  или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает, принося ему покой.

От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражение и разъединение. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Люди ощущают, как иногда нечто поет в них самих. Такая песнь не бывает дисгармоничной. В древности для запоминания пели  значительные слова, но ритмы утеряны, как нечто ненужное.

Музыка древних людей была не механической наукой или искусством; музыка была первым языком. Следы древней музыки несёт в себе следы восточной музыка. При изучении индийской музыки найдены следы того, что уже тысячи лет назад существовали столь тонкие  различия тонов, как, например  четверть-тоны. Достоинства древней музыки были следующие: музыкант или певец никогда не принуждался петь, но всегда был свободен давать её в соответствии со своим вдохновением в данное время, что давало музыкантам полную свободу выражать свои чувства, страсти без ограничений.

Каждая нота индийской музыки соответствует определённой планете; и каждая нота отражает высоту тона какого-либо звука животного мира. В Индии есть некоторые люди, которые услышав звук определённого вида барабанов, сразу же впадают в экстаз. В этом состоянии они могут прыгнуть в огонь и выйти необожжёнными; они могут резать себя мечом и мгновенно исцеляться, могут глотать огонь и не сгорать.

По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность. Каждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.