Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

Весенним вечером 1452 г. в Тоскане (Италия) родился Леонардо ди Пьеро да Винчи. Он родился незаконным ребёнком. Время его рождения записал его дед — 15 апреля, в субботу в три часа ночи. На современный манер это означает половина одиннадцатого. Леонардо родился в семье нотариусов. Его мать Катерина была бедной девушкой  из низшего класса, возможно Пьеро не мог жениться на ней. Ранние годы жизни Леонардо проводил с матерью. А его отец Сер Пьеро жил во Флоренции с новой женой. Она являлась мачехой Леонардо.


Леонардо  сельским мальчишкой вырос  на ферме отчима, либо в скромном поместье деда в окрестностях Винчи, проявляя любовь к одиночеству и к обществу животных.

Леонардо был блестящим, но непредсказуемым учеником.  В математике за те немногие месяцы обучения, он сделал такие успехи, что выдвигал сомнения и трудности перед учителем, и не раз ставил его в тупик. Изучал музыку, принимался за изучение многих предметов, но некоторые бросал. Но никогда не бросал рисование и лепку, как вещей, более привлекавших его воображение. Всё же Леонардо не получил  должного образования, которое позволило бы  поступить в университет. Леонардо прошёл курс практического ученичества, и проходило оно в мастерских.

Бронзовый Давид работы Верроккьо около 1466 г. Предположительно с молодого Леонардо.

«Леонардо в молодости был очень привлекательным, хорошо сложенным, грациозным в движениях. Когда большинство людей носили  длинные одеяния, он ходил в короткой розовой тунике до колен,  предпочитал носить льняные ткани. У него были красивые, тщательно причёсанные вьющиеся волосы, доходившие до середины груди. Он был элегантным, красивым человеком, денди своего времени.

Леонардо был с детства левшой. У него был очень необычный почерк, писал он в «зеркальном отражении». Его строчки были написаны справа налево, но и ещё каждая буква написана зеркально.

В шестидесятые годы 15 века Леонардо покинул Винчи и отправился во Флоренцию, где стал учеником скульптора. Прибытие во Флоренцию стало переломным моментом в жизни Леонардо — он неожиданно окунулся в роскошь и эмоциональную насыщенность.

В студии Андреа дель Верроккьо молодой красивый помощник возможно стал моделью для образа мальчика-воина Давида. После изучения перспективы и лепки глиняных моделей ученики переходили наконец-то к живописи. Но задолго до того, как впервые прикоснуться кистью к дереву, Леонардо должен был изучить различные породы дерева — тополь, грецкий орех, рябину. Леонардо должен был научиться  готовить различные виды грунтовки, которой покрывали всё дерево и по которой писали красками. Сначала Леонардо рисовал темперой, но скоро главным видом живописи стала масляная краска.

Предположительно, автопортрет с полотна "Поклонение волхвов. Леонардо 29 лет.
Предположительно, автопортрет с полотна «Поклонение волхвов. Леонардо 29 лет.

В начале восьмидесятых  годов 15 века во Флоренции Леонардо принимал участие в решении возникавших инженерных проблем по установлению медного шара, диаметром около 2,7 м.  на вершину  мраморного фонаря огромного купола Флорентийского собора Санта-Мария  дель Фьоре.

В  1477 г. Леонардо исполнилось 25 лет. Окружающие его люди считают его красивым, лицо его светится глубоким разумом. Одни биографы считают, что от природы Леонардо очень обходителен, воспитан и щедр, и лицо его отличалось выдающейся красотой. Другие пишут, что он был очень привлекательным молодым человеком, хорошо сложенным, грациозным и красивым  молодым человеком с прекрасными волосами, тугими завитками спадавшими до середины груди.

В возрасте 28 лет Леонардо стал членом флорентийского братства художников. «Благовещение», Мадонна с гвоздикой», «Крещение Христа» — три работы из множества  произведённых мастерской Верроккьо, но к каждой из них коснулась сказочная кисть Леонардо да Винчи.

Богородица с гвоздикой
Мадонна с гвоздикой.
Крещение Христа - Леонардо да Винчи
Крещение Христа.

На одной из  картин того времени на дереве изобразил адское чудовище. Для этой цели он напустил в одну из комнат разных ящериц, змей, бабочек, кузнечиков и других странных видов подобных тварей. Леонардо создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух. Он изобразил его выползающим из тёмной расселины скалы. Леонардо так долго трудился над этой картиной, что запах дохлых зверей в его комнате стал невыносимым. И когда однажды утром пришёл его отец сер Пьеро, при первом взгляде от неожиданности содрогнулся, не веря, что это рисунок выполнен на щите, и тогда он попятился.

Благовещение.

Отец уделял Леонардо внимание, хотя и скрывал свою любовь, но до тех пор, пока  у сера Пьеро родились наследники, и Леонардо остался незаконнорождённым гражданином второго сорта, и не мог рассчитывать на наследство отца.

 Леонардо был отличным наездником, неутомимым в пеших прогулках. Любил хорошо одеваться — был настоящим денди. Следил за своей причёской, носил розовые туники, плащи, подбитые мехом, кольца с яшмой, сапоги из кордовской кожи. Качеством Леонардо была привычка принижать собственные достижения. Имитацию и подражание  Леонардо считал признаком слабости.

В 1477 году Леонардо открывает собственную студию. Интерес к инженерному делу вновь пробудился в 1478-1480 годах. Это подъёмные устройства для перемещения тяжёлых предметов, например церковной колокольни, гидравлические устройства для подъёма воды, гигрометры для измерения влажности, и многое другое.

Мона Лиза -Лувр
Мона Лиза. Картина висит в музее Лувр (Франция) за двумя пуленепробиваемыми стёклами на расстоянии  двух метров от зрителя.

Леонардо начал открывать для себя мир поэзии, был блестящим музыкантом и очень хорошо играл на лире. Изучение музыки помогало ему совершенствоваться в  искусстве живописи и архитектуры. Чтобы произвести впечатление при Миланском дворе Леонардо брал с собой инструмент, собственноручно  им изготовленный из серебра в форме лошадиного черепа — вещь странную и невиданную. В его чертежах есть другие странные инструменты — необычные варианты  колесной лиры, цитры, клавесина, механических барабанов.

В 1485 г. Милан захватила эпидемия бубонной чумы. Леонардо уже сталкивался с этой болезнью во Флоренции. Но тогда к счастью эту болезнь  через несколько недель удалось победить. Леонардо постоянно мыл руки розовой водой, чтобы его пальцы благоухали. Зловоние оскорбляло его. В разгар чумы Леонардо впервые задумался об «Идеальном городе». Идеальный город должен располагаться  на двух уровнях. Верхний уровень отводился для пешеходов, для общения, любования красотами. Нижний занят каналами, по которым происходило перемещение товаров и животных, где размещали склады торговцев, лестницы должны быть спиральными, чтобы не было тёмных углов, которые использовали в качестве туалетов.

У Леонардо было много записных книжек, где он записывал и зарисовывал свои наброски и умные мысли, часто брал их в дорогу. Отдельные листы были потеряны или украдены. Книжки были посвящены конкретной теме: парижская книжка МS — свету и тени, Лестерский кодекс — геофизике, Туринский кодекс — полёту птиц и т.д.

Среди чертежей Мадридского кодекса есть те, на которых показаны движущиеся части самого удивительного творения Леонардо — автомата или робота в виде вооружённого рыцаря. Этот рыцарь мог сгибать ноги в коленях, двигать руками и кистями рук, поворачивать голову. У него открывался рот, и автоматический барабан, установленный внутри него позволял ему говорить. Рыцарь выставлен в Милане в 1495 г. Рыцарь являет собой воплощение гения Леонардо. В нём объединились знания механики, анатомии, скульптуры, театра.

Леонардо много читал, в его списке перечислены сорок книг. Из 37 шесть книг посвящены философии  15 являются научными и техническими, а 16 — литературными работами. Леонардо обожал каламбуры, игру слов, писал ребусы или криптограммы. Любил шутки и сам создавал их по собственному желанию. Записные книжки больше говорят о надеждах и амбициях Леонардо, чем об источниках его доходов.

Эскизы карикатурный людей. Леонардо да Винчи.

К концу 80 годов Леонардо увлёкся анатомией. Он описал человеческое тело намного точнее и и подробнее, чем это делали ранее. Для этого требовалась огромная личная смелость, так как связана с ограничением и запретами церкви. Его интерес  в то время был более метафизический, чем научным.


В своём творчестве Леонардо был опытным театралом — мастером спецэффектов. Он умел создавать настоящее мультимедийное представление  средствами, доступными в ту эпоху. Декорация и костюмы Леонардо производили глубокое впечатление на зрителей. По просьбе лорда Лодовико в честь герцогини миланской была поставлена пьеса с названием «Рай». Здесь было множество огней и звёзд, в нишах стояли семь планет. Рай был представлен в форме половины яйца, внутренняя поверхность которого покрыта золотом. В творениях художника есть другая сторона, где Леонардо реализовывал свою фантазию. Он рисовал театральных чудовищ и монстров. Рисовал гротескные изображения стариков и старух, в них художник пытался отомстить помпезным придворным снобам.

Судя по записным книжкам Леонардо, его всегда окружали только мужчины — помощники, ученики и слуги. В течении жизни он не был женат.

Возможно позировал Леонардо. Работа художника Ломаццо.

Есть ещё один портрет, на котором Ломаццо изобразил философа Гераклита, который очень напоминает Леонардо сорокалетним, с длинными, чёрными вьющимися волосами, с изящно сложенными руками. На нём изображён плащ, подбитый мехом. На втором рисунке с названием «Витрувианский человек лицо очень напоминает «Гераклита».

К 1501 году из писем его современников мы узнаём, что Леонардо в это время временно не прикасался к кисти, а большую часть времени проводил за математическими и геометрическими исследованиями, не забывает он о механике и технологии. Не оставляет мечты о полёте — о путешествии «от одного элемента к другому».

Портретный профиль сделан учеником художником  Мельци в 1512-1513 г.

В 1502 году он поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве военного инженера. Леонардо занимается фортификационными работами в Чезене и Порто на Адриатическом море. Он представлял чертежи для постройки моста, не используя ни гвоздей, ни верёвок, ни каких иных конструкций. Мост был настолько крепкий, что по нему могла переправиться вся армия. Леонардо путешествует между оккупированными городами, крепостями и замками. В то же время Леонардо испытывал двойственные чувства в отношении своего покровителя. Своей работой он способствовал разрушению и насилию.

В 1503 году Леонардо предлагал свои услуги турецкому султану Баязеду. Он предлагал построить мост из Галаты в Стамбул, и сделать мост под которым может пройти корабль, не опуская парусов. Подобный мост, по указания Леонардо был построен в 2001 г. южнее Осло в Норвегии.

Военная служба не прошла даром для для Леонардо, Он приступил к крупному проекту -«Битва при Ангиари, где очень живописно изобразил человеческие эмоции  и движения конников. Фреска не была закончена, написана только центральная часть.

Портрет старика - карикатура на самого себя, Леонардо часто изображал себя старцем. 
Портрет старика — карикатура на самого себя, Леонардо часто изображал себя старцем.

 В 1504 г. Умер отец сер Пьеро, он оставил десять сыновей и двух дочерей, но скоро узнал, что отец по завещанию ничего не оставил, это было для него ударом. Зато его дядя составил завещание, в котором оставил некоторую собственность для Леонардо.

Разбросанность и беспорядочность собственных записей угнетает Леонардо. Он трудился более двадцати лет над различными темами. У него появился верный помощник-художник Мельци, который помог справиться с этой задачей.

Эскиз - Леонардо в головном уборе
Эскиз — Леонардо в шляпе.

Портретный профиль сделан Мельци в 1512-1513 г.  Менее известный набросок, выполнен пером. На этом рисунке Леонардо в головном уборе. Цветной  фрагмент  с алтарного образа ученика Джампетрино, выполненный в 1515 году. Ученик хотел отдать дань уважения старому мастеру, когда ему было около 60 лет.

У художника появилась новая мечта: солнечная энергия — то есть направление солнечного тепла с помощью параболических зеркал. Леонардо работал над рецептом лака, который бы защитил поверхность зеркала от запотевания и помутнения.

В 1516 г. Леонардо решил уехать во Францию, здесь он поселился  в королевском замке Амбруаз, и был принят на королевскую службу. Художник получил щедрое жалование. Последние годы жизни он провёл в поместье Кло. В 1517 году у художника Леонардо была парализована рука. Паралич не давал рисовать. К этому моменту Леонардо был вегетарианцем. Леонардо умер 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.

 

Физическим останкам повезло меньше, чем его интеллектуальному наследию. Его похороны состоялись через 3 месяца. Во время Французской революции церковь серьёзно пострадала, и в 1802 г. была разрушена полностью. Все металлические части и камни надгробные были использованы для ремонта замка. Говорят, что садовник  некий Гужон, собрал все разбросанные  кости и захоронил их в углу  внутреннего двора. Сегодня останки великого гения и художника покоятся в часовне Святого Губерта на территории замка под надгробной плитой.

P.S.

Более подробно о великом гениальном художнике можно почитать книгу Леонардо да Винчи «Полёт разума» автора Чарльз Николл.

«Может быть, Вам будет интересно узнать, что облик Леонардо да Винчи очень близок Н.К. – это одно из его воплощений…»
Е. И. Рерих П. 14.05.36 г.