Сказания, истории

156. Некогда жил человек. Всем был хорош, только не было у него воли. Однажды пришел к нему друг и говорит: «Помоги мне, надо зарезать поросенка». Безвольный помог, хотя не любил крови, помог против своего желания, ибо был слаб. Пришел вновь его друг и говорит: «Помоги мне надо зарезать корову». Безвольный помог, хотя и любил животных, но не смог отказаться. Пришел друг в третий раз. Говорит: «Помоги, надо зарезать соседа. Уж очень он мне насолил». Безвольный помог, ибо не мог отказать по слабости воли, и (таким образом) стал сообщником убийцы и убийцей. Потом был готов помогать уже всем. Но люди были злые, и темные были желания у них, и были они темными, и стал человек, воли лишенный, ярым помощником тьмы.


162. Садху указал на плод манго, сказав: «Вот три мира: сперва оболочка, которая не имеет цены; затем мякоть, преходящая, но питающая; и затем зерно, которое может сохраниться на вечность». Тонка оболочка, уже существенна мякоть, и мощно зерно. Такие же аналогии представляет яйцо. Оболочка — преходящее явление, но белок уже пища, хотя и не надолго, и затем огненный желток. Человек представляет синтез всех царств, но и символ трёх миров всюду показан. Так обычай в памятный день обмениваться красными яйцами имеет в себе древнейший символ. Люди хотели напомнить друг другу о пути трёх миров, о пути восхождения и воскресения.

353. Один Гуру остался невидимым в пещере. Когда же ученики просили показаться им, он ответил: «Неразумные, разве не для вас самих сокрылся я? Ибо не хочу видом своим разделять вас. Когда вы примете меня как несуществующего, может быть, ваш огонь загорится сильнее». Даже и такими мерами Гуру заботится о возжжении огней — лишь бы сердце пылало!

507.  Некий царь послал в бой войско свое и на холме ожидал исхода боя. Вот видит он, мчатся всадники, и воскликнул царь: «Победа, враги бегут!» Но приближенные сказали: «Увы, это наше разбитое войско». Царь усмехнулся: «Мои воины имели копья, но у этих нет ни копий, ни знамен». Но советники шепнули: «Они уже побросали оружие». Так разбитый царь долго воображал себя победителем. Также бывает, что победитель значительное время думает, что он побежден. Сроки посева и жатвы разнятся.

563. Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся как садху и вошёл в хижину женщины, перебирая чётки. Он просил пристанища, но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все её просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать ей о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине, и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в неё, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии Брахме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила и демона и Риши вместе славословить.

581. Мать говорила сыну про великого святого: «Даже щепоть праха из-под следа его уже велика». Случилось, что тот святой проходил селением. Мальчик усмотрел след его и взял щепоть земли этой, зашил её и стал носить на шее. Когда же он отвечал урок в школе, он всегда держал рукою ладанку земли. При этом мальчик преисполнялся таким воодушевлением, что ответ его был всегда замечателен. Наконец учитель, выходя из школы, похвалил его и спросил — что он всегда держит в руке? Мальчик ответил: «Землю из-под ног святого, который прошёл нашим селением». Учитель добавил: «Земля святого служит тебе лучше всякого золота». При этом присутствовал сосед-лавочник и сказал самому себе: «Глуп мальчик, собравший лишь щепоть золотой земли. Дождусь прохождения святого, соберу всю землю из-под ног его, получу самый выгодный товар». И сел лавочник на пороге, и тщетно ждал святого. Но святой никогда не пришёл.


654.  Китайская история об Ускользающих Указах: «Некто проходил мимо обители восьми блаженных и заметил занятия, показавшиеся ему странными. Один блаженный стремительно бегал и старался прыгать. Когда же человек спросил о причине такого занятия, блаженный ответил: «Ловлю Ускользающие Указы». Другой блаженный держал над огнём руки и отвечал о тех же Ускользающих Указах. Третий стоял в студёном ручье и сказал о тех же Ускользающих Указах. Так восемь блаженных напрягали свои силы явлением устремления к Высшим Указам. Прохожий подумал: «Если уже достигшие блаженства должны так напряжённо устремляться к познанию и принятию Указов, то насколько же должен я подлежать всякому напряжению, лишь бы не ускользнула Воля Высшая!»

В этой истории можно усмотреть несколько полезных понятий. Во-первых, действительно самое напряжённое положение может помогать трансцендентальному восприятию. Во-вторых, явление уже посвящённого не избавляет от опасности упущения Высших Велений. В-третьих, нужно быть готовым к всевозможным нагнетениям, лишь бы войти в созвучие с Высшим Миром. Ускользающие Указы, как часто они проносятся в пространстве и снова возвращаются в хранилище невоспринятого!

193. Существует сказка — как дьявол встретил Ангела. Светлый сказал: «Горьки слуги твои». Но дьявол ответил: «Мои горьки, зато Твои кислы, оба мы должны искать сладкое». И Ангел поник головой, ибо не мог указать, где они не прокислые. — Так давно замечено народом.

Однажды к Учителю Света подошел человек и спрашивает: «Учитель, скажи мне, что должен я сделать, чтобы очиститься от скверны моей?» – «А что делаешь ты, чтобы отмыть грязь от тела?» – «Иду на берег реки, раздеваюсь и отмываю тело в воде». – «Вот точно так же, – Ответил Учитель, – сбрось с себя все одежды, вернее, грязные лохмотья, или наросты, которыми окутано твое сознание, и входи в полосу Света, как входил телом в воды реки, омойся в ней духом. Но лохмотья отбрось и вновь уже не надевай. Я же тебе Дам новое одеяние духа». – «Но где же взять Свет?» – спросил человек. «Свет будет, – Ответил Учитель, – если его пожелаешь ты яро». – «Учитель, Света Учитель, я к Свету стремился, но так и не видел его». – «Видно, ты плохо смотрел, если не видел. Смотри лучше. Смотри!» И вдруг подошедший увидел, что Учитель как бы Начал светиться и Окутался Светом, и Лучи Его упали на человека и осветили все вокруг него и его самого. И вдруг он почувствовал, словно вековая тяжесть, давившая на сознание, свалилась с него, и стал он свободен. «А теперь иди! Иди, друг Мой, с миром», – промолвил Учитель, – и скажи людям, что хотящий и ищущий Света получает его».