Чимбулатский ботанико-геологический комплекс

В Советском районе Кировской области есть Пижемский заказник. Здесь на его территории располагается наиболее почитаемое место вятских марийцев — священная роща и святилище Чимбулатова гора,  возле деревни Чимбулат. Марийцы рассматривали священную рощу как место временного обитания богов, как сакральную территорию.


Мы приехали к заливным лугам  реки Немды, где она делает крутой поворот.  Перед нами открывается широкая панорама на высокий противоположный берег, где расположен Береснятский ботанико-геологический комплекс.

Мы любовались необычными утёсами на крутом берегу.  Ниже простираются деревья и кустарники почти до самого берега. На просторных лугах в мае месяце уже растёт сочная трава. Цветёт необычайно рано земляника, отдельными кустиками виднеется молодой щавель. От неожиданности опешили, когда перед нами шмыгнула змея. Здесь они греются иногда на солнышке, поэтому надо смотреть под ноги.

Схема реки Немды и её природных памятников.

Схема участка реки НемдыВ этой поездке нас интересует Чимбулатский ботанико-геологический комплекс. Поэтому снова садимся в машину, и едем в сторону леса. Сначала пересекаем открытую поляну, где слева видим большие валуны. На самом большом камне табличка. Здесь начинается Пижемский заказник, основанный в 1990 г.

Схема скальных объектов на реке НемдеОдной из отличительных черт, выделяющих территорию обитания марийцев, является наличие уникальных историко-культурных и ландшафтных памятников — священных рощ, располагающихся недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Нередко эти рощи достигали до 0,3-0,5 га. На территории Марийского края большинство сохранившихся священных рощ находятся в северо-восточных и центральных районах республики.

Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище Чимбулатова гора, расположенная возле деревни Чимбулат Советского района Кировской области. Именно туда и направляемся мы. Перед самым въездом в лес видим  знак на стенде. Такой же знак мы видели на отвесной скале на противоположном берегу реки Немды.

Следующая таблица предупреждает о поведении в этом святом месте. Марийцы рассматривали священную рощу как место временного обитания богов, как сакральную территорию. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняли важную роль связующего звена между земными и небесными мирами.

На опорных столбиках (сверху и снизу) прикреплены подковы — символ-обереги.

Паломничества сюда начались еще в XIII веке. Далее пешком идём по лесной тропе. В воздухе витает запах трав и ощущение некой тайны. Вскоре видим большую поляну. Обряд по традиции проходит в молельной роще, которую в 1991 году основали на вершине горы.

Молельная роща

Вера в сверхъестественную помощь народного заступника сложилась в Х-ХIV вв. Первое письменное упоминание о святилище Чимбулата мы встречаем в описании А.Олеария (ХVII в.).

В прошлом марийские рощи огораживались пряслом (ограда между опорами) и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для внесения ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагались почитаемые деревья, возле которых устанавливались своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, (шаге), разводили огонь.

ШАГЕ — столешница из брёвен для проведения молений. Сюда складывают блины, хлеб, квас.

С 1993 года здесь регулярно проводятся коллективные моления с участием марийцев.


Сама лесная роща находится на возвышенном месте. Гора — самая почитаемая языческая святыня марийцев. Теперь спускаемся ниже по крутой тропе, вдоль которой тянутся для удобства деревянные перила.

Спустившись вниз, на небольшом участке леса видим ель украшенную разноцветными лоскутками. Ель, священное древо предков. Это символы жертвоприношений.

ОНАПУ — святое дерево являющееся проводником между Богом и человеком во время священнодействия.

По крутому склону поднимаемся на несколько метров на маленькую полянку. Это и есть самое святое место. Здесь стоят две-три ели украшенные цветными лоскутками. Энергетика этого места сильная, у кого-то может заболеть голова.

Чимбулатов камень, вернее его остатки — языческая святыня марийцев, легендарная могила марийского князя Чимбулата. Когда-то был высокий утёс, с которым были связаны древние марийские легенды и предания о богатыре Чимбулате, защитнике простого народа, чей дух якобы обитал в этом месте.

Чимбулат — богатырь (слово “Чимбулат” состоит из двух частей: “джум”- муж и “булат” — сталь, то есть “Человек, твердый как сталь”). Православные верующие почитали его как “Иван-воин”. В 1829 году по приказу яранского исправника этот почитаемый марийцами утёс был разрушен, ломали его вручную из опасения возмущения местных крестьян.

От замшелых валунов, оставшихся на месте утёса, реки почти не видно, настолько густой лес. Отсюда можно спуститься в овраг и далее следовать по нему. Здесь влажно и прохладно. В русле высохшей реки много отпечатков древних морских животных. Самое узкое место здесь не превышает четырёх метров. Высота стен каньона 10-16 м.

Дно высохшего русла очень каменистое из огромных булыжников, напоминающие огромные ступени, промытые водой в толще известняков, где вода в половодье стекала  ярусами. Со склонов свисают папоротники и длинные корни деревьев. Всё это создаёт ощущение таинственности, настолько всё необычно. Овраг от реки тянется почти на километр. Постепенно его отвесные склоны сглаживаются становятся ниже и светлее.

Выехав из леса, на поляне видим ещё одно предупреждение на стенде о взрывных работах в этом районе.

Проезжаем мимо этого карьера, его окружают огромные горы известняка или песка. Среди них уже прорастают деревца.

Путешествие наше закончилось, солнце садится, пора ехать домой.