Нет дороги, есть только направление
Собираемся ехать из Кирова до поселка Пинюг. Последний раз ездили в 2016 г. Дорога была отвратительная. Расстояние не очень большое (236-245). Тогда мы потратили 6 часов. За последний год наши власти обещали улучшить дорогу. Цитата: «Дорога Опарино-Альмеж должна быть в щебеночном покрытии. Сдадут осенью 2021г. Участки от п. Вазюк до Опарино выполнены в щебеночном исполнении» (в 2010 г.)
Летом 2022 г. мы решили проверить качество дороги, и отправились на бывшую Родину — Пинюг на легковой машине Ларгус, в предвкушении лучшей дороги. Выехали из города около 7 утра, пока не очень жарко. Дорога от Кирова отличная, асфальт ровный. Едем со средней скоростью 80-100 км. До Мурашей едем без проблем. На скорости проскочили поворот на Мураши. Развернулись, и вернулись назад, потеряв лишний км. В 2016 году мы проезжали через поселок. В этот раз решили ехать также. Едем по улицам поселка наугад, так как не видим указателей, куда повернуть. Хорошо нам подсказал мужчина, где можно свернуть в сторону трассы. Когда выехали на трассу, оказались на знакомой дороге Киров-Сыктывкар. Оказывается не надо было сворачивать, и ехать через поселок. Дорога теперь прямая. Делать нечего, потеряли 15 минут. Едем далее. После Мурашей дорога идет нормальная до п. Октябрь. Далее едем мимо посёлка Безбожник, Староверческое. Эту часть дороги от Кирова проехали за 2 часа. Хорошая дорога закончилась у п. Вазюк. «Новая дорога» покрыта щебёнкой. Полетели камни из под колес, ударяя по днищу машины. По ошибке остановились, чтобы передохнуть и попить воды. Встречные машины бесцеремонно, не снижая скорости проносятся мимо. Их камни бомбардируют нашу машину сбоку, норовя попасть в стекло, или в щель. Такие камни опасны для корпуса автомобиля.
Помню один такой небольшой камушек размером 3-5 мм со скоростью больно ударил мне по зубам, во время разговора, когда я переходила улицу в городе. Местные жители, которые здесь часто ездят по дороге, описывают сколько побито стекол, и испорчено колес. Вчера был дождик, и к нашей радости не было такой пыли, какой она обычно бывает. Перед нами навстречу едет трактор, который выравнивает дорогу.
Так дорога выглядит после грейдера.
Фрагмент дороги проложен ранее, и камушки частично прикатаны. Едем со средней скоростью 50-60 км. На «новом участке дороги», где положен свежий щебень ехать стало хуже, полетели крупные камни, которые ещё лежат не прикатаны к дороге. Лесовозы теряют кору деревьев, которая валяется тут и там.
Если меньше камней, то появляется больше ям, где задерживается дождевая вода.
Такие ямы и лужи перед очередным мостиком.
Примерно через 60 с лишним км. начинается опять дорога по плитам. Мы думали, что их уже нет, куда там, как были, так и остались. Также и отдельные дефекты. Едем в полутени, где не очень заметны скрытые «подводные камни», слева огромная лужа.
Неожиданно тормозим перед очередным «сюрпризом». Больше не хочется это терпеть, пытаемся съехать на левую сторону, Хорошо, что встречные машины встречаются не часто.
Дорогу в этом месте хорошо измесили тяжёлые лесовозы.
Обратите внимание какой большой перепад уровня дороги слева и справа. Съехать неожиданно с плит даже опасно.
Проезжаем щербатый мостик с поломанными досками.
Слева видим вырытую канаву для стока воды. Дорога в этом месте выглядит ужасно.
Слева от дороги радуют глаз придорожные цветы.
Проехав 25 км этой дороги по плитам, наконец видим долгожданную табличку «Пинюг». Наконец мы приехали. Всего на дорогу до Пинюга потратили 4 часа. Из них два часа (88 км) ехали по плохой дороге.
Обратно из Пинюга выезжаем в середине дня. Опять дорога из плит, которые от нас слева. Теперь едем по правой стороне, которая укатана по глине и песку. Наша скорость 40-50 км. Справа от дороги прорыта канава, для сточной воды, это разумно, но вырыта она небрежно, изуродован весь берег, если можно так выразиться.
Нас рассмешила табличка «Обгон запрещён». Сегодня солнце высушило землю, и добавляет пыль от встречных машин, особенно от фургонов. Дороги сильно разбивают машины лесовозы. В советское время за дорогами присматривали соответствующие организации.
Опять этот разбитый мостик. Справа от дороги уже нет указателей расстояний (км).
В течении часа едем по щебёночной дороге, опять эти камни из под колёс. Сегодня ехать хуже чем вчера, день жарче, дорогу высушило, и летит пыль от встречных машин. Снова тянутся участки дороги, где недавно проехал грейдер. С одной стороны он выравнивает дорогу, а с другой стороны выковыривает острые камни и раскатывает снова на поверхность. Нужно обязательно прикатывать щебень, и не дожидаться пока одинокие машины будут раскидывать эти камни по сторонам.
Душа болит за свою машину, за что так не любят власти свой народ, столько лет не могут проложить нормальную дорогу, которая считается «твёрдым покрытием», но реально эта адская дорога с препятствиями. За шесть лет наших наблюдений мало, что изменилось. Если оценка дороги была на 2, то теперь лишь она заслуживает не больше тройки с большим минусом.
Почувствуйте разницу. Асфальтовая дорога после Мурашей. Обратно мы доехали до Кирова за 3 часа 20 минут.
Дорога до Подосиновца
Что могу я ещё добавить, так это ещё одна дорога до Подосиновца — административного центра района. Дорога 47-50 км. Она была асфальтирована ещё в советское время. Дорога была ровной. По ней носились со скоростью местные жители на мотоциклах, развивая огромную скорость.
Что осталось от дороги на сегодняшний день. Остатки «былой роскоши». Лишь местами сохранившийся асфальт. Слева и справа дорога раскатана по грунтовке. Как и везде в этом районе ездят тяжёлые лесовозы, которые вносят свою лепту в разрушении дороги.
Асфальт идет только до деревни Загоскино. Там, где не видно асфальта грунтовая дорога огромной ширины, но её рельеф как стиральная доска, где подкидывает и сильно трясёт при поездке в машине.
Конечно местные автобусы как и раньше ездят по этой дороге. Если раньше можно было проехать путь от Пинюга до Подосиновца за 40 минут, то теперь это «приятное удовольствие» растянуто до полутора часов.
Красота мест никуда не делась. Природа прекрасна. Даже белки выскакивают на край дороги.
Конечно на этой полу грунтовой, полу асфальтовой дороге появились ямы.
Местами дорога сильно сужается. Что же говорят власти по поводу этой дороги, она тоже считает, что здесь твёрдое покрытие, и точка, не важно что может остаться от него спустя 40-50 лет. А проблема есть, чистить дорогу с кусками асфальта — сложно, сдирать старый асфальт — денег нет. Что остаётся, ездить зимой, когда все дефекты выравниваются. Как насчёт населения и их терпения? Население Подосиновца уменьшилось на 11 -12 %. Население Пинюга ещё больше. Его население с 8 тыс. уменьшилось до 1626 человек (2021 г.) Кому захочется жить здесь с такими дорогами.
Читайте предыдущую статью о дорогах Пинюга: Эх, дороги, пыль, и срамота…