НАЧАЛО ПУТИ

Средняя школа №20 — одна из старейших школ города Кирова.  Царское правительство мало заботилось о грамотности детей рабочих. Темным, безграмотным народом легче управлять — поэтому до 1904 года в Вятке вообще не было школ для детей железнодорожников. В городе Вятке был один вокзал и железнодорожные мастерские за городом. Затем был построен второй вокзал. В 1904 году  было основано» Высшее начальное училище» (пятиклассное) для детей железнодорожников. Поскольку здания для школы не было, его расположили на втором этаже вокзала. Зал находился на первом этаже.


Школу из здания вокзала ст. Вятка  перевели на ул. Дерендяева (между ул. Энгельса и ул.Коммуны) — позднее называлась школа 7. На ул. Володарского №178 открылась начальная школа №8, И школа стала называться» Семилетка № 5 Пермской ж. д.

Трудный  был 1919 год. Здание почти не отапливалось. Сидели на уроках в пальто. Учебников не хватало на парту одна книга), тетрадей не было. Писали на оберточной бумаге. У детей одежда плохая. Сумки для книг у большинства сшиты из холста, а некоторые завязывали школьные»пожитки» просто в платке. Ученики плохо питались, но несмотря на эти все невзгоды, с охотой учились.

Урванцева Мария Дмитриевна. Вела начальные классы (работала с 1911-1950г.)

Советская власть заботилась о молодом поколении будущих строителей социализма и предпринимала все меры, чтобы дети не голодали, росли здоровыми. В учебное время в школе устраивались завтраки. Каждый ученик получал 100 грамм хлеба со сметаной и сахарным песком и суп. Овощи для обедов выращивались родителями и учениками на школьном огороде. Родители железнодорожники привозили для школы и мясо, а порой- гусей. Щи не были пустыми. В то время пришла работать Берестова Н.Д.  в школу сразу после окончания гимназии 18-летней девушкой. Получив для работы 3-й класс (начальной), в котором было много переростков, не учившихся ранее (до советской власти). Но заведующая школой А. Никошина была опытным, хорошим педагогом и помогла преодолеть трудности. Как потом вспоминает Н.Д. Берестова: школа находилась за ст. Киров I у деревень Вшивцевы и Бобры. Здание было двухэтажное деревянное, выстроенное, вероятно, в 1917 г.

Шабалина Александра Дмитриевна, работала с начальными кл. (1918-1935г.)

Весной 1920 года школа сгорела. Стали учиться в неприспособленном для школы здании по ул. К. Маркса. Школу переименовали в школу. Она была пятиклассной. Пятых классов было три (а,б,ц). Летом наиболее слабые Дети отправлялись на загородную дачу, или, как тогда называли, колонию. Колония находилась при деревне Малый Канып Поломской волости (сейчас детский санаторий Канып).

Так как в школе были только 1,2,3 классы (соответствующие 4,5,6 классам современной школы), то выпуска учащихся не производилось. Переводных экзаменов тогда не было. Осенью 1920 года школу ждали новые перемены. В это время учебные заведения узла перешли в административном отношении в ведение Вятского Гороно. Так как  школа была малочисленной, то ее решили слить со школой им. Луначарского А.В. Небольшое школьное помещение оказалось тесным. Школа вновь изменила адрес. В ноябре 1920 года она разместилась в двухэтажном доме 133 по ул. К. Маркса (бывший частный дом Фанеєва). Помещение было хорошо отремонтировано. Учебные кабинеты пополнились пособиями. Преподавание велось в 4-х и 5-х классах предметно(циклами). Зав. школой был в то время Хренов, затем Палкин И.Д. В 1923-1924 учебном году в школе появились первые пионеры. Пионерский отряд был при железнодорожном клубе.

В ноябре 1920 года 20 школа разместилась в двухэтажном доме 133 по ул. К. Маркса (бывший частный дом Фанеєва).

После того, как в 1926 году было освобождено здание по ул. Свободы, I24 от общежития пединститута, школа переехала в него. Здание по ул. Свободы, 124 было построено в 1906 году для дома престарелых, или, как тогда называли-богодельни. Комнатки маленькие в одно окошечко. На втором этаже была церковь. Даже до 1936 года на колокольне висели колокола.

В 1928 году школу реорганизовали в девятилетку 15 Пермской ж.д. при ст.Вятка I . Зав.школой девятилеткой (по ул. Свободы, где и сейчас существует под номером 20). Тогда был Борис Николаевич Ежов, завучем Платунова Екатерина Алексеевна, а потом назначили Ситникова Филиппа Федоровича (в 1925-30г.г.).

Среди учителей были и выходцы из «бывших»дворян, попадья, дочь купца, дочь кулака и т. д. Воспитательная работа была не на высоте. Учащиеся девятого класса, по своим воспоминаниям, весной сговорились не учиться, не приходить в школу в дни религиозного праздника» Пасхи» И не пришли.
В 1930-1931г.г. Зав. школой был Ситников Филипп Федорович, а завучем Сатаев. Секретарем была Лиза Жданова.
Школа в это время была уже одной из самых больших в городе. В ней учились не только дети железнодорожников г. Вятки, но и с линии северной ветки вплоть до г. Котласа. Были и дети железнодорожников, проживающих в казармах и будках, на станциях и разъездах вплоть до Котельнича на запад и до Зуевки и Фаленок на востоке в Пермской области.
При школе был интернат, родители которых  работали на станциях и разъездах по линии Вятка-Котельнич и Вятка-Котлас. Сначала он помещался на ул. Свободы между улицами Дрелевского и Коммуны (рядом с типографией).  До 1935 года  интернат помещался в здании на углу улиц Энгельса и Ленина в подвальном этаже, а затем на третьем этаже нашей школы.
В подвальном помещении находились мастерские: столярная, переплетная. Лишь позднее для мастерских школ № 7 и 8 (ныне 20 и 26) было отдано одноэтажное каменное здание по ул. Ленина против рынка( сейчас в этом месте построено общежитие политехникума). С переводом мастерских в подвале школы была оборудована хорошая школьная столовая, где готовились обеды и для интерната, и для других учащихся.


ШКОЛА В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ 1938-1940
В 1929 году школа из ведения Пермской железной дороги была переведена в ведение Вятского Гороно (до 1936г.). Но несмотря на это ее связь с железной дорогой не прерывалась. Большинство учащихся школы были дети железнодорожников ст. Вятка I.
В 30-35-е годах большую работу по организации питания, материальной помощи ученикам проводил родительский комитет под руководством Марии Михайловны Абайтовой.
Многие из учителей стали солдатами, и ушли защищать жизнь и счастье Родины. Через день после начала войны учителя вернулись из отпуска и вместе с пришедшими в школу учащимися начали перевозить парты, шкафы и другое школьное оборудование и мебель в новое здание в бывшую школы № 18 по ул. Володарского, 187. Наше здание школы № 20 освобождалось под госпиталь. Новое  помещение оказалось маленьким, не имело канализации. В нем должны были разместиться сразу две школы — 18-я и 20-я. Поэтому с I сентября 1941 года пришлось организовать занятия в три смены. Уроки были продолжительностью 40 мин., перемены по 5 минут. Ежедневно по 5 уроков в смену.
Благодаря самоотверженной работе учителей и технических работников школы,  здание было обеспечено топливом каждую зиму. Какое-то количество топлива получали и работники школы.

МУЖСКАЯ ШКОЛА № 20
С 1942-1943 учебного года школа №20 стала мужской. В 1943-1945 г.г. не было десятых классов, а затем не стало и девятого класса — мальчики воевали.
Первый послевоенный выпуск был в 1946 году- 11 человек, второй  в 1947 году — 13 человек, третий  в 1948 году — 18 человек.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (40—50-е годы)
Погода не баловала кировчан в весну 1945 году. Было холодно. Падал мокрый снег, а люди шли на самую радостную, лучезарную демонстрацию — по случаю Дня Победы. Несли одно единственное Красное полотнище с лозунгом» Наше дело правое, мы победили!
Вскоре после этого долгожданного дня началась перестройка в школьной жизни на мирные рельсы. На совещании директоров школ было сказано, что школа № 20 к началу учебного года может переехать из маленького помещения начальной школы № (ул. Володарского №189) в более просторное. На выбор предлагались два здания! старое, довоенное (ул.Свободы №124) и здание по ул.Ленина 04 (фабрика музыкальных инструментов). Куда переезжать ? Ну конечно же — в свое, десятилетиями освоенное гнездо.

Свободы 124 — 20 школа

От времен госпиталя в нем осталось как великое благо — канализация, которой  не было до войны. Но многое нужно было переделывать. Половину кабинета химии занимала широкая лестница, по которой транспортировали раненых в ванну.  Это не устраивало — жаль было терять классную комнату.
I сентября 1945 года школа наполнилась голосами мальчишек (она продолжала оставаться мужской до 1 сентября 1953г). Каким просторным казалось помещение новой школы! Даже девятиклассники и десятиклассники «исследовали» и изучали» его, особенно чердак. А  учителя, радовались тому, что снова все классы находятся в одном помещении.
Мебели Не хватало. Не во всех классах зимой было тепло. Поэтому кабинет № 5 пустовал, и лишь иногда там десятиклассники баловались футболом»,  хотя у них и не было мяча.

ОБРАТНО ВЕРНУЛИСЬ ДЕВОЧКИ
Осенью 1954 года наша школа снова стала смешанной, т.е. с 1 по 9 класс были укомплектованы и мальчиками и девочками, и лишь выпускной — десятый класс, оставался чисто мужским.
Что нового внесло в работу появление девочек? Во-первых, стало легче педагогам, улучшилась дисциплина. Во-вторых, стало легче организовывать самодеятельность, отпала необходимость приглашать на женские роли в спектаклях девочек из других школ. В-третьих, на школьные вечера не стало надобности собирать гостей из женских школ города. В-четвертых, проще стала проблема полового воспитания. Но некоторые мальчики по-своему истолковали это новшество, пытаясь взвалить основную массу общественной работы и самообслуживания на девочек, а самим остаться в стороне. Скоро во всех ученических организациях, комсомольских и пионерских руководящих органах стали преобладать девочки.  Учителя старой мужской школы, с прискорбием восприняли этот печальный факт, причина которого лежала, по-видимому в том, что девочки более послушны, исполнительны и инициативы в этом возрасте. Даже во главе комитета комсомола с 1956 года начинается девичье царствование.
Девочки внесли новое и в работу кружков. Ежегодно стали устраиваться выставки » Умелые руки». Мальчики несли сюда модели самолетов, изделия, выпиленные лобзиком, а девочки вышивки, швейные изделия, вязания. Девичьи работы, конечно, преобладали. Один из мальчиков 8 класса  под влиянием девочек принес на выставку вышитое полотенце.
Но среди девочек были такие, которые увлекались «мужскими делами». Учитель физкультуры Н.В. Порфирьев организовал кружок фехтования. Половина его состояла из девочек.

В январе 1960 года школа № 20 была передана в ведение Гороно. О надстройке третьего этажа речи уже не было совсем. Новый директор Пересторонина Л.Н. решает использовать имеющийся кирпич для строительства мастерских, что и было выполнено силами учеников и учителей летом 1961 года. Мастерские строились впритык к основному зданию мебельной фабрики, но со входом со двора школы. Здание двухэтажное. Первый этаж из красного кирпича, второй из дерева. На первом этаже разместили столярную и слесарную мастерские для учеников 5-8 классов, а на втором-цех для производственного обучения учеников 9-10 классов.
Земельный участок во дворе школы стал еще меньше. 1961-1962 году у школы появляется новая производственная база — мебельная фабрика, куда пошли работать девятиклассники (выпуска 1964 года).

20 школа на улице Милицейская д. №50

В 70-е годы  с южной стороны основного здания построили  вместительный физкультурный зал, а над ним кабинет домоводства. Последняя перестройка здания школы была в 1967 году. Тогда пол подвального этажа был застлан плиткой, вместо одной комнаты для буфетов была создана столовая из трех подвальных комнат, осуществлены внутренние и наружные работы по теплофикации-калориферная система изжила свое полувековое существование, а вместе с ней и чад, и угар, и пыль. К 1 сентября 1982 года школа переехала в новое типовое здание трехэтажное с плавательным бассейном на ул. Милицейская, 50. Директором стала Людмила Николаевна Дмитриева. Здание рассчитано на 1400 человек. Занятия проводятся практически в одну смену. Во вторую занимаются только 5 и вторые классы всего 9 классов.