История органа

Орган — это инструмент с многовековой историей. Первые упоминания о нём относятся к II в. до н. э.; считается, что изобрёл его грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296-228 гг. до н. э. Ближайшие родственники органа — волынка и флейта Пана, но самое главное принципиальное отличие органа заключается в том, что он имеет независимую воздушную систему. Это значит, что дыхание исполнителя не задействовано в процессе игры на инструменте. Второй важный момент, отличающий орган от других духовых инструментов — наличие клавиатуры, позволяющей брать несколько разных звуков одновременно. Каждый орган имеет от двух клавиатур и больше. Это позволяет брать несколько звуков одновременно, что невозможно для многих духовых инструментов — например, трубы, или флейты. Ранние органы имели только клавиатуры для рук — мануалы.


Органный зал в Кафедральном соборе г. Кёнигсберга (Калининграда). На самом верху  птица Феникс-символ вечного возрождения. Под ней внизу дева Мария — покровительница собора.

Примерно с XIV в. появляется клавиатура для ног — педаль. Вначале педаль насчитывала лишь несколько клавиш и использовалась для игры «cantus firmus», то есть темы хорала, или какой-нибудь мелодии, которую надо особо выделить. Но немецкие органные мастера в XVII в. существенно расширили диапазон, размер и роль педали. Во времена Баха органист уже мог играть ногами виртуозные пассажи, основной функцией педали стало извлечение басовых звуков. Таким образом, в педальных регистрах находятся самые большие трубы. В XVII в. в органостроении появилось новшество — мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика: размером с небольшую комнату, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали. Устройство это называется швеллером: (Schweller), оно позволяет добиваться динамических изменений путём открытия, или закрытия створок жалюзи. В XIX в. швеллер прочно обосновался на романтических органах, существенно расширив возможности инструмента, а с середины XIX в. появилось ещё одно новшество — вальце (Walze). Применение вальце позволяло достигать мощных динамических нарастаний и затуханий путём открытия, или закрытия регистров, органист управлял вальце с помощью особого валика (отсюда и название Walze).


Трубы лабиальных регистров Oberwerk’а — видны регистры слева Hanpabo Flöte harmonique 8′, Hohlflöte 8′, Gedacht 8′, Holzflöte 4′.
Трубы лабиальных и языковых регистров Hauptwerk’a — слева направо Trompete 4′ . Trompete 8′ Gedacht 4′, Quinte 51\3, Doppelgedacht 8′

В 1721 г. в Кафедральном Соборе Кёнигсберга органный мастер Иоганн Мозенгель установил новый орган. Он насчитывал 64 регистра, звучащих в ярко выраженном барочном стиле. Пережив несколько реставраций, этот орган дожил до начала XX в. в то время его узкая барочная направленность уже считалась устаревшей, кроме того, инструмент обветшал. В 1928 г. фирма «Emil Hammer» из Ганновера установила новый орган, при этом сохранив фасад старого мозенгелевского инструмента с несколькими немыми трубами. Следует отметить, что диспозиция нового инструмента была выдержана в духе того времени, т. е. романтическом стиле. Поэтому произведения И.С.Баха звучали совсем не так, как на тех органах, на которых играл композитор, зато великолепно звучали произведения композиторов-романтиков. Новый инструмент имел уже систему комбинаций, облегчающий смену регистров при игре, два швеллера, а также электрическую трактуру, облегчающую усилие на клавише. Последний раз для публики орган фирмы «Emil Hammer» звучал 10 августа 1944 г., когда праздновалось 400-летие университета «Альбертина», а в ночь с 28 на 29 августа 1944 г. он сгорел вместе с Кафедральным Собором при бомбардировке Кёнигсберга английскими ВВС.