1 часть: Храмы Москвы и Подмосковья

Наш автобус отправляется в путь. Сначала едем до села Юрьево, это недалеко от города Котельнич. Приехали туда, когда уже стемнело. Выходим из автобуса и идём пешком вниз под горку по скользкой дороге.

Навстречу нам бежит добродушный пес, радостно виляя хвостом. В храме нас встречает отец Михаил. Он нас  благословил в дальнюю паломническую поездку. В храме есть икона «Божьей Матери».

Икона в селе Юрьево

Радонеж 020

Радонеж 011Едем дальше. Нам теперь предстоит ехать всю ночь. В автобусе тепло и можно снять пальто или куртку. Но вот ноги очень устают от неподвижности и тесной зимней обуви. Нам показывают фильмы.

Наша последняя перед Москвой (зеленая) остановка  около 10 часов вечера. В этой местности уже нет снега, хотя морозно, -1-3 градуса. Чтобы нас развлечь, нам рассказывают о нашей предстоящей поездке. Меня же плавно укачало, и я уже дремлю. Наш «подъем» в пять утра, так как уже подъезжаем к Москве.

Сначала мы подъехали к Богоявленскому Кафедральному собору на улице Елоховской. На улице еще темно. Возле храма на площади стоит множество венков. В этом храме  недавно отпевали патриарха Алексия 2. В самом храме был уже народ, хотя времени было около 6 утра. Залы в храме очень большие. Нам показали, где были захоронены мощи Алексия 2. Ниша была красиво оформлена.  Витые столбики украшали живые белые лилии. Кроме этого у гробницы множество белых цветов, в основном розы. Вообще  в храме было огромное количество живых цветов. Мы приложились к мощам патриарха. Слезы текут из глаз. Еще недавно в начале декабря Алексий 2 служил на литургиях, а сегодня его оплакивает народ. В этом храме есть  мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Дальше едем в Покровский женский монастырь.

Покровский женский монастырь - МоскваЗдесь мы должны посетить мощи Святой Матроны. Несмотря на раннее утро народу у храма множество. Мы заняли очередь, которая тянулась на десятки метров вокруг храма по периметру. Люди стоят в ожидании. В руках у многих были живые цветы. На улице 3-5 градусов мороза. Стоять на одном месте не жарко. Я после часа ожидания стала уже мерзнуть, так как одета легко, без перчаток. Мерзнут руки и ноги. Захожу погреться в храм.

Радонеж 027Здесь тоже много народу. Идет служба. Немного отогрев ноги и руки я отправилась искать ларёк с живыми цветами. Ларек находился через дорогу от храма. Я купила три веточки  красных гвоздик. Очередь наша продвинулась, и мы уже почти приближались к входу. Толпа народу еще сгустилась, и вскоре мы плотной группой  попали в небольшой зал храма. Народу там тоже много. Ждем, когда подойдет наша очередь прикоснуться к мощам Святой Матроны. Держу в руке драгоценные цветы. Рядом с мощами стоит охранник и по очереди разрешает подходить. Рядом лежит огромная кипа цветов. Всё проходит трогательно и быстро. Удивительно, как же русский народ любит своих святых и уделяет им столько  времени и внимания. Мы потратили около 3 часов.

После Покровского монастыря  поехали к храму Христа Спасителя. На улице уже светло и время ближе к 11 часам. Этот храм построен совсем недавно.

Храм Христа Спасителя в МосквеРаньше на этом месте был огромный котлован с водой и здесь был открытый бассейн. Сейчас отстроен огромный великолепный храм. Стены и пол выполнены из мрамора. Народу было в храме не мало. На входе в храм  стоит охранник и вещи нужно проверять через систему проверки. Конечно, это унизительно. Кроме этого здесь не пустят вас в короткой юбке, брюках, если вы женщина, или в легкомысленной открытой кофточке с открытым животом. Вам предложат спуститься вниз и надеть на себя временную юбку.

Мы уже задерживались по времени. Нам надо ехать в Донской мужской монастырь. Ехать не очень далеко. Выходим из автобуса и заходим в арку на территорию монастыря.

Донской мужской монастырь

Радонеж 035

Радонеж 039Справа по аллее  находятся памятники войны — стоит танк, слева  небольшой самолет. По длинной  аллее мы идём к центральному храму.

Радонеж 036Пока  идем к нам паломникам опустились два белых голубка. Голуби совсем не боятся людей и подходят совсем близко, мне даже удается их сфотографировать. Далее поднимаемся по ступенькам в храм.

Радонеж 056

Радонеж 053Здесь  службы уже нет, и мы можем всё спокойно осмотреть. Можно написать памятки и поставить свечи. Мне очень понравились библейские сцены на иконах.

Радонеж 050После осмотра зала, идем смотреть кладбище, где похоронены многие известные люди, в том числе и бывший батюшка этого храма. Здесь же завезены и перезахоронены наши известные люди из-за границы. Очень необычно выполнены рельефное панно исторических сцен на стене кладбища.

Радонеж 057

Радонеж 058После осмотра Донского монастыря нашу группу повезли в город Серпухов в Высотский Богородский мужской монастырь. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь – один из древнейших обителей Руси. Он был создан в 1374 году. Выбор места был согласован с преподобным отцом Сергием Радонежским.

Высотский Богородский мужской монастырьВремени уже около 13-14 часов и уже начинало смеркаться. Наш автобус долго стоял в ожидании размещения паломников. Здесь мы должны оставаться на ночь. Нам сообщили, что здесь нельзя ничего фотографировать без согласия отца Андрея. И поэтому сразу оговорили за произвольные снимки, хотя было уже темновато. Наконец нас разместили в 2х этажное помещение в комнатах по 14-16 человек. Комнаты просторные с 2х ярусными кроватями. Наконец мы смогли отдохнуть, умыться и протянуть ноги после тесного автобуса. Я пожалела, что забыла дома тапочки, полотенце и расческу. Придется всё время ходить в сапогах. На голове в монастыре у женщин должна быть покрыта голова. Я же не взяла платок, и буду теперь ходить в шляпке.

Немного отдохнув, мы идём на вечернюю службу в храм. Здесь полумрак. На стенах просматриваются красивые иконы. На переднем плане  висит икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Служба длилась часа полтора. К концу дня очень устают ноги. После вечерней службы возвращаемся в свою комнату. А в 8 часов  звоном колокольчика нас позвали на вечернюю трапезу. Здесь уже трапезничали мужчины монахи. Мы сели за соседние столы. Еда скромная: суп рыбный и каша. После ужина у нас послушание: мыть посуду, мыть полы. Мне досталось подметать пол. В 9 часов идём на зачитывание вечернего правила и после этого идем спать. Первый день прошел для нас очень насыщенно.