Пафос и археологические памятники
Весь город Пафос представляет огромный археологический парк под открытым небом. Существует несколько версий названия города. После того как старый город был полностью разрушен мощным землетрясением город был построен на другом месте. До сравнительно недавнего времени, это был одним из самых заброшенных уголков острова. Пафос делится на две части: нижний (Като Пафос) и верхний (Пано Пафос). Нижний Пафос протянулся вдоль моря, верхний расположился в 6 км от моря, на возвышенности.
Прилагаю карту археологии Като-Пафос.
На территории Като-Пафоса есть известковая гора Фабрика (Fabrica Hill), это скорее, небольшой холм, в недрах которого сосредоточены такие исторические достопримечательности Пафоса как: каменоломни, галечная мозаика, пещера влюбленных или Агиос Агапитикос и амфитеатр. Большую часть территории раскопок занимают каменоломни (пещеры Фабрика Хилл), имеющие различные спуски и проходы, а также пещеры, назначение которых и по сей день остаются до конца не изученным.
Поднимаемся на холм со стороны дороги. Перед нами одни камни и выжженная трава. Первое что нам попалось на глаза, это катакомбы — каменоломни (6).
Они довольно глубокие. Спускаемся по ступеням вниз. Когда-то здесь скрывались первые христиане. Мрачные места. Часть пещер и проходов ещё остаются под завалами, и не исследованы.
В 2017 г. здесь были организованы необычные инсталляция из красных нитей японской художницы.
Если подняться выше на округлую смотровую площадку открывается вид на руины древнего театра (5), который закрыт для туристов. Античный амфитеатр (Ruins of Hellenic Theatre), расположенен с юго-восточной стороны склона холма Фабрика. Театр сильно разрушен, едва просматриваются радиальные линии сидений.
По карте от нас в 150 метров должен быть храм в пещере. Ищем его. Это местечко с северо-восточной стороны горы почти у самой окраины возле жилых домов. Здесь сохранились остатки пещеры Агиос Агапитикос (Agios Agapitikos). Пещера больше похожа на скальную церковь, или грот внутри которой можно видеть многочисленные иконки и свечи. Эту пещеру называют пещерой влюблённых. (Эта скальная церковь на карте не обозначена, и находится за пределами границы).
Спускаемся с горы на городской асфальт, и уже идём далее, на нашем пути видим необычный храм, это Хамам (19). Археологические раскопки свидетельствуют о том, что хамам использовался в период средневековья, а также оставался в использовании в течение всего периода Османской империи до 1896 года. Сверху просматриваются округлые крыши, в которую вмонтированы круглые небольшие оконца из стекла. Внутри прохладно и ветерок, словно под кондиционером, это сквозняк через окошки. Здесь в трёх комнатах, на полу небольшие столбики из камней. Это система гипокауста — отопительной системы, предназначенной для обогрева одноэтажных зданий. Представлял из себя открытое пространство под полом, которое обеспечивало доступ горячего воздуха в комнаты над ним из печи или камина.
Снова идём дальше. Остался последний храм на нашем пути. А вот и он. Церковь Агиа Кириаки (21) была построена крестоносцами в четвертом веке на руинах византийской базилики. Еще она имеет «второе имя» — Панагия-Хрисополитисса. Первый храм был разрушен в 7 веке во время арабского нашествия, после османского завоевания оставалась действующим православным храмом. Позднее перестроена в небольшую церковь, и лишь в 16 веке храм возвели таким, какой существует сегодня.
Чтобы зайти к нему, обходим по периметру по деревянным настилам, которые идут вокруг здания храма, в церковь не пускают, там идёт какая-то церемония. На территории ведутся археологические работы, сверху наблюдаем великолепные мозаики, частично разрушенные временем.
Ещё это место отмечено тем, что здесь есть столб связанный с Павлом Апостолом. Павел Апостол прибыл сюда, чтобы рассказать о христианской религии, за что был схвачен, привязан к столбу и получил 39 ударов плетью. Столб стали называть «Столб Святого Павла» (22).
Далее по узким улочкам выходим до катакомб Соломонии (4), издали это место выдаёт древнее фисташковое дерево, увешанное тряпочками и платочками. По традиции жаждущие исцеления оставляют свои кусочки одежды. Во времена эллинистического периода (середина 4-го до середины 1-го веков до н.э.) на этом месте был основан некрополь. Но ко 2-му веку н.э. на его месте возникли христианские катакомбы с древней церковью. При византийцах в этих катакомбах была церковь Святой Соломонии.
Во II веке до н.э. во времена правления сирийского царя Антиоха Епифана, который проводил жестокую политику насильственной эллинизации жителей Иудеи, святая Соломония и ее дети были умерщвлены за отказ совершить жертвоприношение языческим богам. По другой версии, Соломония с детьми бежала из Палестины на Кипр, спасаясь от преследований за веру, и вскоре умерла. Ее прах погребен в одном из гротов.
Жаль, что конец дня и немного сумрачно, спускаемся вниз. Осматриваем комнату справа, там темно, Игорь сумел снять её особым режимом на телефон. Видна обстановка небольшой пещерной комнаты.
Есть и другие помещения или их входы, ещё заметили лестницу спускающуюся в темноту. Здесь немного жутковато. Игорь первый решил исследовать что там, и стал спускаться вниз, и оступился в воду, которой не видно из-за мрака. Оказывается это был святой источник.
Игорь «освятился» выше щиколоток, намочив брюки, и зачерпнув в туфли воды. Он быстро выскочил из-воды, напугав меня. А если бы там было глубоко, никаких знаков присутствия воды не указано. Ещё кто-то до нас намочил ноги, видны сырые следы и оставлена кепка с испугу. Поднимаемся обратно наверх, теперь Игорь пойдёт с сырыми ногами по городу, ну и дела.