Первоначально улица  Калинина начиналась застраиваться с западной стороны, первый дом начали возводить  в 1951 г. По карте 1955 г. видна деревня Кулики, и пустырь. Квартал, где должна быть построена будущая школа № 51 ограничен улицами Воровского, Сурикова, Калинина и Попова.


В этом же квартале был построен первый корпус восьмилетней школы № 51 (Воровского № 74). Будущая новая школа должна быть уже  десятилетней. Строительство  корпуса школы начато в декабре 1966 года. На школьное строительство и ремонт помещений город выделил 1 миллион 85 тысяч рублей Один из значительных пусковых объектов — новая школа по улице Калинина на 960 мест. Из 406 тысяч рублей, ассигнованных на строительство, к апрелю было освоено только 68 тысяч. Статья из газеты «Кировская правда за август:

Место для школы выбрано идеальное. Напротив школы на пригорке находился большой Погудинский парк, названный в честь деревни, которая здесь когда-то была.

Карта 1967 г.

Школа № 51 на стадии строительства -весна 1967 г. Фото сделано с соседнего дома на Попова №22, который  был построен  в 1967 г.

Школа выросла в короткий срок. В её комплекс входят учебный корпус, зальный блок, цветочная оранжерея, складские помещения. Строили школу СМУ №6 «Кировжилстрой».

Серия строительства корпуса для нашей школы.

Как работала строительная бригада Германа А. Мальцева, свидетельствует выписка из заметки газеты «Кировская правда» за сентябрь месяц.

«Вот тебе Герман А., аккордный наряд. Будете работать на школе. Задание очень трудное. Школу надо сдать к 1 сентября. Плотницкие работы требуется сделать за 4 месяца, к 12 августа. Надо ежедневно выполнять нормы на  полтораста процентов».

Сначала шло всё хорошо, но в середине лета начались перебои в поставке материалов. Стали отставать от графика. Темп работы пришлось усилить. Теперь каждый работал уже за двоих. В июле достигли небывалой выработки — 207 процентов в целом. Точно в срок, к 12 августу, было выполнено задание по аккордному наряду. Отделочники получили широкий фронт работ и тоже взялись за дело с удвоенной энергией.

Звонок прозвучал

Вокруг школы появляются  жилые дома, новосёлы с детьми –  для них теперь построена новая, с иголочки, средняя школа, светлая и просторная .

В новую школу нас перевели из корпуса (Воровского № 74) под своим № 51. Поэтому история школы началась  раньше — в 1962-1963 г. Проект последней  школы чуть отличался  от прежней, коридоры были просторнее, и пахло свежей краской.

Работы по строительству  спортплощадки  помогали шефы — мелькомбинат № 5. Об этом сохранилась заметка в «Кировской правде» за 1971 год. В обмен на это  школьников старших классов посылали на уборочные работы (подметать зерно и мусор) на территории этого мелькомбината.

Директор Ручнова Раиса Васильевна приняла  школу от строителей, и возглавляла её  20 лет. Её трудовой день начинался раньше всех в школе и заканчивался поздним вечером. Зато и школа была красавицей. В новое здание перешла работать часть коллектива из старой школы № 51, пришли учителя из других школ.

Школа новая, новые ученики, новый педагогический коллектив, новые трудности. Но молодой задор, и дружный педагогический коллектив преодолевал всё это. Очень много проводили внеклассной работы, это и пионерские сборы, комсомольские собрания, встречи с интересными людьми, экскурсии по городам-героям. Много работали с трудными учениками.

В пятом классе  у нас  другая  учительница — Поправка Любовь Петровна. Здесь нас приняли в пионеры, и мы с гордостью надели красные галстуки, которые теперь приходилось гладить почти каждый день.

5-В класс 1967-1968 г.
Корпус новой школы №51. Сверху он напоминает крылья самолёта.

Трёхэтажное, кирпичное здание,  представляющее в плане самолёт,  который летит   раскинув крылья над зеленеющим парком. Фасад  здания  смотрит окнами на юг, перед парком,  доминируя над окружающей территорией.

Ежегодно школа в две смены обучала  около полутора тысяч учащихся, в ней работали 80-90 учителей. Среди выпускников разлетевшихся по всей стране, — врачи, учёные, юристы, учителя.

Школа № 51 первые годы. Обратите внимание на окна, они были ещё деревянные сдвоенной формы. Ещё одна деталь — первоначально козырёк крыльца опирался на четыре колонны, которые  исчезнут после 1983 г.

Новую школу оборудовали прекрасными мастерскими (слесарной и столярной) со станками, верстаками и богатым набором инструментов и материалов.  Старшеклассники изучали  устройство машины, для девочек был оборудован швейными машинами кабинет домоводства.

В коллективе школы работали заслуженные учителя школы РСФСР: Соловьёва Л.Н., преподаватель физики, Э.Н. Якубович, Гутникова Н.А. Ванчугова К.А. Со дня основания школы долгое время трудилась преподаватель немецкого языка Р.С. Чемодурова, учитель математики С.Ф. Пешкина, географию вёл Крупинин Элий Ильич,и многие другие.

В седьмом классе началась алгебра, пришли интересные задачи, где преподавала Пешкина Светлана Фёдоровна (1943 г. рожд.) Родилась в Оричевском р-не. Кировской об. Окончила Кировский пединститут. С 1969 г. работала в школе учителем математики, два года  зам. директора по учебно-воспитательной работе. Стаж работы 37 лет. Пять лет она была руководителем методического объединения учителей математики, пять лет была занята профсоюзной работой. Год или два   преподавала математику в нашем классе. Были и детские обиды.

Цитаты из дневника:  нам выдали дневники. Я посмотрела на четвёртую оценку по алгебре. Опять была 3. Не знаю, почему мне учительница всё тройки ставит, когда я выхожу к доске. И примеры я все понимаю. Даже по контрольной была 5. Мне кажется, я не хуже отвечаю других девочек. Почему Светлана Фёдоровна занижает мне оценки. По геометрии была тоже 3. Вышла бы 4, если бы я не забыла таблицу Брадиса на контрольную работу. Мы как раз работали с ней. 

Пешкина Светлана Фёдоровна -1984 г.

Соловьёва Людмила Николаевна (1928 г. рожд.) Закончила Кировский пединститут, физико-математический ф-т. Работала в школе Зуевского р-на, № 15 школе г. Кирова, № 45 завучем до 1961 г. С 1967 г. перешла в школу № 51 до выхода на  пенсию. В 1991-1998 гг. работала лаборанткой в кабинете физики.

Какие-то предметы нам давались легче, другие труднее. Начались уроки химии, которую преподавала нам «химичка» Эмилия Николаевна Якубович,  Какими-то прозвищами, тем более, обидными мы учителей не награждали. Только в смысле сокращения и быстроты общения говорили «химичка», «историк» или «историчка», «географичка», «физрук». Так вот химию я понимала меньше всего, мне было трудно понять эти «валентности». По химии у меня была тройка. В жизни она мне не пригодилась.

Зато мы любили уроки физкультуры, где преподавала Федосья  Демидовна Суслова. Она привила нам любовь к спорту. Я была спортивного склада, и поэтому меня брали на школьные соревнования.

Цитаты из дневника: на соревновании нужно было прыгать через коня, делать упражнения на брусьях, лазить на время по канату и сдавать акробатику. По прыжкам через коня я набрала 8 очков, на брусьях 9 очков, по канату — 9,5 очков, по акробатике — 9,5 очков. Всего 36 очков. Валя Г. набрала  36,1 очков, Галя – 35,8 очков, сестра Люся  (в 5 классе) набрала 36,4 очка. Уже после окончания  школы мы занимались цирковой акробатикой.


Из преподавателей в школе нам нравилась Коротаева Роза Ивановна, которая была классным руководителем в старших классах (учитель математики). Мы уважали ее за справедливость и честность. Мне она запомнилась тем, как на одном из уроков нам задали очень трудную задачу, предлагалось её решить если сможем. Я решила попробовать свои силы на её решение. «Билась с ней целый вечер», не выполнив ни одного другого урока, всё же нашла решение. На другой день Роза Ивановна спросила,  решил ли кто-нибудь. Никто из учеников не откликнулся. Я робко сообщила ответ, решение оказалось правильным, мне поставили пять.

Учитель математики — Коротаева Роза Ивановна — 1983 г.

Чемодурова Раиса Сергеевна (1942 г. рожд.) Родилась в селе Паньшино Ульяновской о. Закончила курсы бухгалтеров, работала в сельской школе учителем немецкого языка.

Заочно выучилась на отделении факультета иностранных языков при Горьковском и. В Кирове начала работать в школе № 45, затем в 51 школе учителем немецкого языка. В 1986 г. закончила Кировский пед институт и была переведена  на должность учителя русского языка и литературы. Педагогический стаж 40 лет. В нашем классе преподавала немецкий язык. Она своим педантичным  отношением невольно (вольно?) воплощала немецкую тщательность и добросовестное отношение к делу, к знаниям. Только на вид она казалась сухой и отстранённой, но доброй в душе.

Мусихина Евгения Тимофеевна (1939 г. рожд.) Родилась в дер. М. Кунгур Шабалинского р. В 1961 г. закончила Кировский технологический техникум по специальности техник-технолог швейного производства. Работала на швейной фабрике «Заря». С 1968 г. по 1995 г. в школе учителем труда. Педагогический стаж 30 лет. Нам (девочкам) нравились эти уроки труда, где мы учились  кроить, шить,  мариновать и готовить блюда, удивляя своих родителей.

Запомнилась ботаника, но  не запомнили   как звали эту учительницу, все эти тычинки и пестики, первоцветы, культурные и дикие растения, различия меж ними. Ботаника запомнилась особо тем, что мне она нравилась, я её понимала, и меня отправляли в дом пионеров на школьные олимпиады.

Краева Мария Степановна (1924 г. рожд.) родилась в Шабалинском р-не. Закончила Крымский г. Симферополя и Кировский пединститут. Работала учителем истории, директором сельской школы. С мужем офицером приехала в Киров, преподавала историю в нашей школе до выхода на пенсию. Чуткая отзывчивая, строгая и требовательная. В этом мы убедились, она преподавала в нашем классе. В 10 классе у нас вышел конфликт. Класс плохо подготовился к уроку, и многие не могли ответить. Тогда Мария Степановна спросила нас, как мы будем с этим дальше, ведь класс выпускной. Одна наша одноклассница ответила, что как нибудь обойдёмся без этого предмета, на что учитель истории очень возмутилась, и поставила  большей половине класса тройки за четверть. В том числе и мне, что не вписывалось в планы для поступления в институт.

В 1970 г. наша семья переехали в центр города, но я не согласилась переходить в другую школу, и три года ездила на троллейбусе в свою родную школу, и не покинула свой 10-В класс.

Самый первый выпуск школы № 51 в 1969 г.

После руководства школой Ручновой Р. В. директором становится Майорова Виктория Павловна  до 2016 года. Она преподавала в школе  русский язык и литературу. Виктория Павловна заслуженный учитель Российской Федерации. Общий педагогический стаж Виктории Павловны — 48 лет, из них в школе № 51 — 46 лет. Майорова В. П. сумела создать высокопрофессиональный коллектив педагогов.

Майорова Виктория Павловна с классом.
Новогодняя школа — весёлые снеговики, и решётки на окнах.

В  сентябре 2015 года, председатель Законодательного Собрания Кировской области Алексей Ивонин вместе с министром образования Кировской области Александром Измайловым и  Александром Петрицким посетили среднюю общеобразовательную школу № 51. Алексей Ивонин сразу отметил, что перед новым учебном годом в лучшую сторону преобразилась школьная территория, но его удручило состояние окон на втором этаже школьного здания. «Наверное, эти рамы здесь с момента постройки, нужно бы поменять», — заметил спикер Зак.Собрания. Виктория Павловна его поддержала, сообщив, что капитального ремонта в школе не было со дня ее строительства, т.е. с 1967 года. (На фото школы 2017 г. к юбилею 50 лет установлены новые пластиковые окна).

В 2017 г. школа праздновала свой юбилей — 50 лет. На пригласительном билете можно увидеть, как внешне изменялась школа. На средней фотографии на окнах были решётки, которые позже были запрещены, и убраны.

Юбилей школы в 2017 г.

Просторные коридоры, и крайние справа двери в наш класс. Если в прежней школе полы были паркетные, мода на них отошла, теперь они залиты бетоном. Много окон, которые когда-то  мыли мы сами.

Юбилей школы в 2017 г.

Чем отличалось наше время? Конечно у нас не было сотовых телефонов, и интернета. Были книги, библиотека, и своё усердие. Нам тоже давали темы для домашнего задания, чтобы  могли найти самостоятельно информацию, (в библиотеке им. Герцена). Выписать, а не сфотографировать,  изучить материал, и даже запомнить, если это стихи незнакомого поэта. Этот опыт очень помог  в будущем работать над своими темами. Мы активно участвовали в своей школьной жизни. Мне часто приходилось рисовать, и оформлять классные газеты, иногда даже освобождали от уроков. Сохранился эскиз номера этой настенной газеты 1969 г.

Школа № 51 в мае 2023 г.

Напротив школы в Погудинском парке с 1968 г. начали строить новый Дворец пионеров, который был закончен в 1974 г. Вспоминается, как мы в 1972-1973 г. помогали от школы убирать мусор  в строящемся корпусе здания.  Жаль, что  не успели воспользоваться им — выросли.

Зимой  по периметру парка были лыжные дорожки, где мы катались на уроках физкультуры, и были крутые горки, с которых я ужасно боялась съезжать вниз на лыжах.

Строительство Дворца Пионеров -1973г.

Конечно, в школе были и неприятности, но как они милы и безвинны, особенно по истечении большого времени. Например в те годы девочкам не разрешали красить волосы, завивать в локоны, я уже не говорю о подкрашивании глаз и губ. На лестнице перед холлом стояла заведующая, и внимательно смотрели за моральным обликом школьниц, и кого-нибудь могли отправить домой, или смывать кудри. Сейчас это кажется смешным и наивным. Но тогда…

Столовый зал, здесь мы обедали, и здесь с правой стороны небольшая сцена, где проходили интересные мероприятия.

Цитаты из дневника: сегодня в школе у нас Новый год (1970 г.) – праздник 7-8 классов. Праздник идёт в столовой. В зале столи две ёлки, да, да не одна, а две, видимо одной не хватило, одна ёлка тонкая, не такая пышная, и поставили вторую поменьше. Теперь она кажется пышнее. Вначале мы посмотрели спектакль «Золотая сорока». Его ставил наш класс. Спектакль прошёл интересно. Особенно хорошо играли Надя Д, Слава П.  Он был королём или шахом. На голове огромная чалма, как у настоящего шаха. Сидит себе на троне, закинул ногу на ногу, и разговаривает, как король. Все так  со смеху и покатывались.  Сергей Г. был рыбаком, шляпу где-то раздобыл соломенную, сапоги огромные. Играл здорово. Наташка Д. играла фею. После спектакля был праздник. Были игры. Играли в рыбаки и рыбки. В этой игре все участники становились в круг по три человека. А остальные парами ходили и выбирали того, кто нравился.

Наш 10-В класс.

С 2017 г. директор школы № 51 — Шулакова Илона Олеговна. В ноябре  месяце в 2017 г. у школы состоялся юбилей  — 50 лет, и она распахнула для нас двери. Бывших учеников разных поколений пришло очень много.

В классной комнате собрались три класса (выпуск 1973 г.), это около 36-38 чел, и конечно всем места не хватило.

Стенд, где можно порисовать, или оставить свои пожелания.
Чемодурова Раиса Сергеевна -75 лет.

Как мы любили нашу школу, наших учителей, которые учили разным наукам. Школа, прививала нам терпение, любовь к труду, мы учились взаимоотношениям между собой, различать добро и зло. Мы благодарны ей за всё!

Смотрите когда появилась  школа по старому адресу на Воровского 74. «Как появилась школа  51 в Кирове».https://www.semiestrel.ru/51-shkola/